Кембрийская линия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кембрийская линия
Cambrian Line,
Llinell Cambri.
Дизель-поезд BRC 158 компании «Arriva» на подходе к станции «Лландекуин».Дизель-поезд BRC 158 компании «Arriva» на подходе к станции «Лландекуин».
Годы работы с 1864
Страна  Великобритания,  Уэльс
Состояние действующая
Подчинение Network Rail

Кембрийская линия (англ. Cambrian Line, валл. Llinell Cambri) — железная дорога европейской колеи, соединяющая английский Шрусбери через Уэлшпул с городами на побережии Кардиганского залива. Бóльшая часть линии проходит по землям Центрального Уэльса: через Кембрийские горы и по морскому берегу, — что делает виды, откравающиеся из вагонных окон, необычайно красивыми. Дорога состоит из двух веток: главной и прибрежной, — и управляется железнодорожным операторам «Arriva Trains Wales».[1]

История

«Кембрийские железные дороги» в 1921 г.

Предысторию «Кембрийской линии» связывают с конной «Хэйской железной дорогой» (Hay Railway), построенной в 1811 — 1812 гг. для связи города Хэй-он-Уай с каналом Монмутшир — Брекон. Восточная часть этой дороги — между Талиллинской узловой станцией и деревней Три-Кокс — была продана «Центрально-Уэльской железной дороге» (Mid-Wales Railway), которая, в свою очередь, стала 1 января 1888 г. частью «Кембрийских железных дорог» (Cambrian Railways) — предшественника современной «Кембрийской линии».[2]

Станция «Освестри»

«Кембрийские железные дороги» были образованы 25 июля 1864 г. четырьмя независимыми железными дорогами, незадолго до этого начавшими транспортные операции в Центральном Уэльсе: «Железной дорогой Освестри и Ньютауна» (Oswestry and Newtown Railway), «Железной дорогой Освестри, Элсмира и Уитчёрча» (Oswestry, Ellesmere and Whitchurch Railway), «Лланидлойской и Ньютаунской железной дорогой» (Llanidloes and Newtown Railway) и «Ньютаунской и Махинлетской железной дорогой» (Newtown and Machynlleth Railway).[3] Объединение в новую компанию, главная контора которой разместилась на станции в Освестри,[4] спасло часть из них от банкротства. В 1865 г. к «Кембрийским железным дорогам» присоединилась «Железная дорога Аберистуита и валлийского побережья» (Aberystwith and Welsh Coast Railway), а в 1888 г. (окончательно в 1904 г.) — «Центрально-Уэльская железная дорога».[3]

Каждая из названных линий имеет свою, хотя и недолгую историю:

  • «Железная дорога Освестри и Ньютауна» разрешена к постройке парламентским биллем от 26 июня 1855 г. Нехватку денег и проблемы с подрядчиками начала испытывать почти сразу после начала строительства. Особенно они обострились, когда перед дорогой встала задача пересечь две большие реки: Северн и Вирнуи, тем не менее она проложила путь между Уелшпулом и Освестри к 1 мая 1860 г., соединившись там с «Большой западной железной дорогой».[5]
Талертигская выемка.
Станция «Моут-Лейн» в 1957 г.
Станция «Махинлет» в 1951 г. Поезд, ведомый паровозом GWR 4500.
  • «Лланидлойская и Ньютаунская железная дорога» была первой железной дорогой в Центральном Уэльсе. В 1852 г. жители Лланидлоя приняли решение о постройке линии до Ньютауна, в 1853 г. парламент дал на это разрешение, а в октябре 1855 г. начались работы. Из-за нехватки средств в 1858 г. строительство прервалось на год, но затем возобновилось и первый поезд между Лланидлоем и Ньютауном прошёл 31 августа 1859 г. До 1863 г. линия была изолированной от остальной сети британских железных дорог.[6]
  • «Ньютаунская и Махинлетская железная дорога» разрешена к постройке биллем от 27 июля 1857 г.[7][3] Работы начались в 1859 г. и оказались сложными — пришлось преодолевать центральный и самый высокий массив Кембрийских гор. Возле Талертига в скальной породе пробили выемку высотой в 37 м (120 футов),[3] которая стала самой глубокой на то время выемкой в мире.[8] В 1862 г. по линии прошёл первый поезд.[3]

Три названных железных дороги соединялись восточнее Ньютауна, на узловой станции, носившей название «Моут-Лейн» (Moat Lane Junction) и ныне закрытой.

  • «Железная дорога Освестри, Элсмира и Уитчёрча» разрешена к постройке 1 августа 1861 г.[3][4] с тем, чтобы оживить торговлю в Элсмире, отсоединённом от основных транспортных маршрутов Британии. Движение между Уитчёрчем и Элсмиром открылось 4 мая 1963 г., между Элсмиром и Освестри — 27 июля 1864 г., т.е. через два дня после того, как компания вошла в состав «Кембрийских железных дорог».[4]
  • «Железная дорога Аберистуита и валлийского побережья» была разрешена парламентом 22 июля 1861 г. для соединения Аберистуита с Пуллхели через Бармут и Портмадог. Кроме того планировалась ветка до Махинлета, где станция «Ньютаунской и Махинлетской железной дороги» должна была стать общей для обеих линий. Этот участок закончили первым, и в 1864 г. поезда пошли от Аберистуита до Махинлета — сначала товарные, а затем пассажирские. Эстуарий реки Дови для продолжения дороги на север хотели пересечь мостом, но это оказалось слишком сложной задачей, и путь начали прокладывать от станции «Дови» на Махинлетской ветке, сделав её таким образом узловой. Пуллхели линия достигла в 1867 г. — уже после её присоединения к «Кембрийским железным дорогам».[3]
Нижний уровень узловой станции «Билтская дорога», принадлежавший «Центрально-Уэльской железной дороге». 1962 г.
  • «Центрально-Уэльская железная дорога» разрешена к постройке биллем от 1 августа 1859 г. с тем, чтобы соединить Лланидлой с Лландоври.[9] 2 сентября того же года провели церемонию выемки «первого дёрна», но настоящее строительство не начинали до 1862 г.[10] За это время — в 1860 г. — маршрут дороги продлили по сравнению с ранее заявленным: теперь соединению подлежали также Ньюбридж-на-Уае (Newbridge on Wye) с Талиллинской узловой станцией через Билт-Уэлс. Такое изменение потребовалось, чтобы пускать поезда до Брекона по путям «Бреконской и Мертирской железной дороги» (Brecon and Merthyr Railway). Линию открыли 23 августа 1864 г. Примерно через 20 лет своего функционирования «Центрально-Уэльская железная дорога» столкнулась с финансовыми проблемами и оказалась вынужденной продать весь свой подвижной состав. С 1888 г. движение по ней осуществляли своими локомотивами «Кембрийские железные дороги», в собственность которых дорога формально перешла 24 июня 1904 г.[10][9]
Станция в Рексеме. 1959 г.
Заросшая насыпь бывшей «Центрально-Уэльской железной дороги».

«Кембрийские железные дороги» просуществовали до 1922 г., пропуская по своим путям как местные поезда, так и вагоны прямого сообщения из Манчестера, Ливерпуля и Лондона до Пуллхели и Аберстуита. Попутно компания расширялась, приобретая более мелкие железные дороги — в том числе, и узкой колеи, — и осуществляя строительство веток к окрестным селениям. Были построены и приобретены: «Железная дорога Рексема и Элсмира» (Wrexham and Ellesmere Railway) — построена в 1895 г.; «Вэнская железная дорога» (Van Railway) — первоначально, c 1871 г., частное предприятие лорда Вэнского; «Велшпулская и Лланвайрская узкоколейная железная дорога» (Welshpool and Llanfair Light Railway) — построена в 1903 г.; «Железная дорога Танатской долины» (Tanat Valley Light Railway) — открыта в 1903 г., куплена в 1921 г.;, «Маутуйская железная дорога» (Mawddwy Light Railway) — приобретена в 1865 г.; «Железная дорога Рейдольской долины» (Vale of Rheidol Railway) — построена в 1902 г., куплена в 1913 г.[10]

В согласии с железнодорожным актом 1921 г. «Кембрийские железные дороги» были поглощены 1 января 1922 г. «Большой западной железной дорогой» и просуществовали в её составе до национализации 1948 г., когда их подвижной состав и дорожное полотно передали в состав западного региона Британских железных дорог. В 1958 г. дорогу подчинили Лондонскому центральному региону. В начале 1960-х гг. на линии начали закрывать станции, а «топор Бичинга» обрубил боковые ветки, оставив только две главных: от Шрусбери до Дови и от Аберстуита до Пуллхели. В 1994 г. началась приватизация Британских железных дорог, в ходе которой путевое хозяйство оставшихся рабочих веток перешло компании «Network Rail», а их подвижной состав оказался в руках компаний-операторов: первоначально — «Central Trains», с 2001 г. — «Wales and Borders Trains», а с 2003 г. — «Arriva Trains Wales».[11]

Маршрут

Шрусбери — перроны на мосту через Северн. Путь направо ведёт в Уэлшпул.
Кайрсус. Вид на восток, в сторону Уэлшпула.
Дови. Дизель поезд BRC 158 из Аберистуита.
Аберистуит.
Бармут.
Харлек.
Тигуин.
Крикиет.
Пенихайн.

На станции «Дови» главная ветка соединяется с прибрежной, которая ведёт на юг — к Аберистуиту — и на север — к Пуллхели. Южный отрезок короток — на нём располагаются две станции:

  • Борт — остановочный пункт без персонала. Станционные здания, за илючением зала ожидания, принадлежат различным коммерческим структурам. С 2011 г. предпринимаются попытки превратить часть зала ожидания в музей.
  • Аберистуит — конечная станция, которую «Кембрийская линия» использует совместно с узкоколейной исторической «Железной дорогой Рейдольской долины». Построена в 1864 г., перестроена в 1925 г. «Железная дорога Рейдольской долины» подведена к станции в 1968 г., когда прекратилось движение до Кармартена и освободилась островная платформа.

Отрезок дороги, ведущий от «Дови» на север, значительно длиннее южного:

  • река Дови
  • Абердови — открыта в августе 1867 г.
  • Тиуин — в 300 м от станции, возле железнодорожного полотна, находится «Тиуинская перевалочная станция» узкоколейной Талиллинской железной дороги, где прежде сланцы из окрестных каменоломен перегружали из вагонеток в вагоны европейской колеи.
  • Тонванай (Tonfanau) — платформа, расположенная возле прежней военной базы.
  • Ллуингурил (Llwyngwril) — платформа рядом с одноимённой деревней. Станционные постройки — приватизированы.
  • Вайрбойрне (Fairbourne) — недалеко от станции расположена миниатюрная «Вайрбойрнская железная дорога».
  • Морва-Маутах (Morfa Mawddach) — открыта в июле 1865 г. как «Бармутская узловая» (Barmouth Junction). Здесь к прибрежной линии до 1903 г. примыкали две трамвайные железные дороги. По времени — одна после другой.
  • Бармутский мост через реку Маутах.
  • Бармут — до 1965 г. здесь с прибрежной веткой соединялась линия, шедшая из Руабона.
  • Лланабер (Llanaber) — платформа без персонала, расположенная на морском берегу.
  • Талибонт (Talybont) — платформа без персонала. Рядом с деревней Тал-И-Бонт.
  • Дифрин-Ардидуи (Dyffryn Ardudwy) — платформа рядом с одноимённой деревней. По требованию, без персонала.
  • Лланбедр (Llanbedr) — платформа рядом с одноимённой деревней. Без персонала.
  • Пенсарн (Pensarn) — платформа рядом с одноимённой деревней. Без персонала.
  • Лландануг (Llandanwg) — платформа рядом с одноимённой деревней. Без персонала. Открыта в 1929 г.
  • Харлек — станция находится у подножия холма, на вершине которого возвышается замок Харлек.
  • Тигуин (Tygwyn) — платформа на пересечении с шоссе A496.
  • Талсарнай (Talsarnau) — платформа рядом с одноимённой деревней. По требованию, без персонала.
  • Лландекуин (Llandecwyn) — платформа рядом с одноимённой деревней. По требованию, без персонала.
  • Деревянный мост Бриуэт (Pont Briwet) через реку Дуирид.
  • Пенриндейдрайт — станция расположена на юге города. На северной его оконечности находится станция «Пенрин» исторической «Фестиниогской железной дороги».
  • Минфорт — здесь «Кембрийская линия» пересекается под прямым углом с «Фестиниогской железной дорогой»: первая проходит понизу под мостом, вторая — поверху. На месте пересечения у обеих железных дорог устроены станции: чтобы попасть с одной на другую, достаточно воспользоваться лестницей. Рядом с пассажирскими станциями располагается перевалочная грузовая станция, где прежде обе дороги обменивались грузами. В 1973 г. рельсы европейской колеи с перевалочной станции были убраны и она перешла в полное ведение «Фестиниогской железной дороги».
  • Портмадог — здесь «Кембрийская линия» проходит через северную часть города и пересекается с «Валлийской нагорной железной дорогой». Недалеко от городской станции находится вокзал «Валлийской нагорной музейной железной дороги», которая использовала для его постройки перешитый на узкую колею запасной путь «Кембрийской линии».
  • Крикиет — платформа без персонала.
  • Авон Уэн — ныне закрытая узловая станция на берегу Кардиганского залива, недалеко от устья реки Уэн. Здесь к «Кемрийской линии» примыкала «Карнарвонширская железная дорога» (Carnarvonshire Railway), теперь полностью разобранная за исключением самого северного своего отрезка, который является составной частью «Валлийской нагорной железной дороги».
  • Пенихайн (Penychain) — платформа без персонала. По требованию.
  • Аберерх (Abererch) — платформа без персонала. По требованию.
  • Пуллхели — конечная станция. Построена в 1869 г., в 1909 г. перенесена западнее.

Современное состояние

BRC 158 на станции «Махинлет». Между рельсами видны парные евробализы — основные элементы ETCS

Движение по линии осуществляется дизель-поездами, бóльшая часть которых принадлежит к классу BRC 150. Вслед за ними по численности идут поезда BRC 175 и BRC 158, а замыкающими являются BRC 142, BRC 143 и автомотрисы BRC 153.[12] Ежедневно по дороге проходит 8 пар поездов, к 6-и из которых между Шрусбери и Махинлетом прицепляют по 2 дополнительных вагона. Кроме того 3 пары поездов курсируют между Махинлетом и Аберистуитом,[13] а в 2008 г. составы пустили от Аберистуита до международного аэропорта Бирмингема.[14]

Движение на линии реализуется в соответствии с Европейской системой управления движением поездов» (ETCS) второго уровня. Управление движением осуществляется по цифровому радиоканалу стандарта GSM-R, который впервые здесь испытывался на дизель-поездах BRC 158 между Пуллхели и Харлеком[15].

См. также

Примечания

  1. The Cambrian Lines.. Дата обращения: 23 марта 2012. Архивировано 23 марта 2012 года.
  2. The Hay Railway. // URBAN75 INFO.. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 11 мая 2012 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Powys Local History Encyclopedia.. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 20 мая 2012 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Station Name: OSWESTRY. // Disused Stations.. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 3 января 2012 года.
  5. The Beginning. // Cambrian Heritage Railways.. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 18 марта 2012 года.
  6. Llanidloes & Newtown Railway. // John Speller's Web Pages - GWR Narrow Gauge.. Дата обращения: 25 марта 2012. Архивировано 12 ноября 2012 года.
  7. The National Archives.
  8. The industrial legacy of David Davies. // Amgueddfa Cymru — National Museum Wales. Архивная копия от 24 ноября 2010 на Wayback Machine
  9. 9,0 9,1 Mid-Wales Railway. // John Speller's Web Pages - GWR Narrow Gauge.. Дата обращения: 29 марта 2012. Архивировано 11 ноября 2012 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 Kidner R.W. The Cambrian Railways. The Oakwood Press, 1954
  11. Arriva. History and growth timeline. Архивная копия от 8 апреля 2012 на Wayback Machine
  12. SARPA Newsletter 56, January 2012. Дата обращения: 24 апреля 2012. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  13. SARPA — THE SHREWSBURY - ABERYSTWYTH RAIL PASSENGERS' ASSOCIATION.. Дата обращения: 24 апреля 2012. Архивировано 29 января 2007 года.
  14. Arriva Trains Wales. Proposed timetable 2008. Архивировано 7 января 2009 года.
  15. PIONEERING RAIL TECHNOLOGY GETS TESTED IN WALES. // Network Rail. Архивировано 29 сентября 2011 года.