Кекропс (сын Геи)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кекропс

Ке́кроп, Ке́кропс (др.-греч. Κέκροψ) — культурный герой греческой мифологии[1]. По преданию, основатель и первый царь Аттики, рождённый Геей, по менее популярной версии, сын Гефеста[2]. Современник Триопа, при нём погиб Фаэтон и произошёл Девкалионов потоп[3].

Считался автохтоном, рождённым из земли, и представлялся с двумя змеиными туловищами вместо обеих ног. Страбон считал имя «Кекропс» варварским[4].

Генезис Кекропса мог уходить в Египет, в город Саис. Диодор настаивает, на том, что афиняне являются колонистами, вышедшими из Саиса в Египте, выведенными Кекропсом[5]. Аналогично Диодору, Страбон говорит о том же[6].

Платон поведывает нам рассказ, из уст египетских жрецов[7]ː

"В начале египетской дельты, где река Нил разделяется, есть некий район, который называется районом Саис, и великий город этого района также называется Саис. Этот город от которого произошел царь Амасис. У граждан есть божество, которое есть их основательница: она называется на египетском языке Нейт, что утверждается им предстояло быть тем же, кого эллины называли Афиной. Так вот, граждане этот город очень любят афиняне, и говорят, что они в некотором роде родственные им"

Изображается в облике змея[8]. Он построил афинский акрополь, названный им Кекропией (греч. Κεκροπία)[9]. Имел две природы и первым установил брак между мужчиной и женщиной[10].

Правил ещё до того, как люди получили в дар от богов вино, но уже почитал богов и приносил им жертвенные возлияния, используя для этого обычную воду. По мнению комедиографа Эвбула, возможно, поэтому помещён на небо в созвездии Водолей[11].

Согласно Филохору, когда на Аттику нападали карийцы и беотийцы, Кекропс поселил жителей, живших до этого разбросанно по полям, в 12 городах: Кекропия, Тетраполь, Эпакрия, Декелея, Элевсин, Афидна, Форик, Браврон, Кифер, Сфетт, Кефисия[12].

Кроме того, был благочестив настолько, что первым назвал Зевса Верховным и вместо кровавых жертв сжигал на жертвенном огне ячменные лепешки[13]. Первым совершил жертвоприношение Афине[14].

При нём произошёл спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой, а Кекропс, по одной из версий мифа, был судьёй в этом споре[15]. Состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забила ключом морская вода, а в том месте, куда ударила копьём Афина, выросло оливковое дерево. Кекропс отдал предпочтение Афине, и город отошёл под её покровительство и назван её именем. По другим версиям этого же мифа (например, Овидий), спор разрешал Зевс, дав им в качестве судей не Кекропса и Краная, и не Эрисихтона, а двенадцать олимпийских богов. Кекропс же лишь засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. По позднейшей версии, при нём произошло голосование по данному вопросу, и одной женщиной оказалось больше[16]. Миф о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой был популярнейшим аттическим мифом, и сцена из него была изображена на западном фронтоне Парфенона. Об источнике морской воды на акрополе Афин и о священной оливе упоминают Страбон, Павсаний и Геродот.

Был женат Аглавре, дочери Актея. Кекропс и Аглавра I — родители Эрисихтона и трёх дочерей: Аглавры II, Герсы и Пандросы[17], которые считались богинями росы и отвратительницами засухи. Афина передала им в закрытом ящике младенца Эрихтония, змеевидного сына земли, взяв с сестёр клятву, что они не откроют ящик. (Есть мнение, что историки создали копию Кекропса для пополнения царского списка Афин.) Герса и Аглавра нарушили клятву и, из любопытства, открыли его. Увидев младенца, тело которого переходило в змеиный хвост, они в ужасе бросились со скалы в пропасть и погибли.

По его имени афиняне называли себя поэтически кекропидами (греч. Κέκροπίδαι), свою страну и свой город — Кекроповыми[18]; по нему же была названа одна из 10 Клисфеновых фил (административных единиц деления Афин), Кекропида (Κέκροπίς)[19]. Его гробница в акрополе, в храме Афины[20]. Изображение героя-эпонима находилось в Афинах[21] и в Дельфах[22]. Полузмей Кекропс, несомненно, служил олицетворением местного населения Аттики.

Позднейшие мифы, сформировавшиеся к V в. до н. э., в которых афиняне пытались обосновать свои претензии на господство в тех землях, где их первый царь якобы основывал города, вызвали дупликацию образов целого ряда героев аттических мифов (см. Пандион, Эрехтей) в том числе и Кекропса, считавшегося в различных источниках не предшественником, а сыном Эрехтея или отождествлявшегося с Эрихфонием. Кекропсу стали приписывать и введение культуры, в результате чего некоторые древние писатели стали искать его место происхождения в египетском городе Саис. По некоторым, он изобрел письменность[23].

Кекропс упоминается также в некоторых местностях Беотии и Евбеи. Согласно одной версии, когда Кекропс властвовал над Беотией, то основал там города Элевсин и Афины на реке Тритон, позднее уничтоженные наводнением[24]. В Галиарте (Беотия) было святилище «Кекропа, сына Пандиона»[25].

Кекропс является одним из главных действующих лиц кантаты Доменико Чимарозы «Основание Афин» (итал. Atene edificata), написанной по заказу Екатерины II.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.633
  2. Гигин. Мифы 158
  3. Климент. Строматы I 103, 2
  4. Страбон. География. Книга VII Архивная копия от 5 декабря 2020 на Wayback Machine
  5. Diodorus Siculus, Book I. — BRILL, 1972-01-01. — ISBN 978-90-04-29631-2.
  6. The European provinces: Strabo as evidence // Strabo's Cultural Geography / Daniela Dueck, Hugh Lindsay, Sarah Pothecary. — Cambridge: Cambridge University Press. — С. 161–179. — ISBN 978-0-511-61609-9.
  7. Edwin J. Houston. The Wonder Book of Volcanoes and Earthquakes. — BoD – Books on Demand, 2020-08-01. — 266 с. — ISBN 978-3-7523-9197-8.
  8. Нонн. Деяния Диониса XLI 58
  9. Ватиканский аноним. О невероятном 1
  10. Юстин. Эпитома Помпея Трога II 6, 7
  11. Гигин. Астрономия II 29
  12. Страбон. География IX 1, 20 (стр.397)
  13. Павсаний. Описание Эллады VIII 2, 2
  14. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 56, 6
  15. Каллимах, фр.194 Пфайфер; Нонн. Деяния Диониса XXXVI 126
  16. Августин. О граде Божием XVIII 9
  17. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 14, 2; Павсаний. Описание Эллады I 2, 6
  18. например, Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 95, 212; IV 1763 и другие авторы
  19. Псевдо-Демосфен. Речи LX 30
  20. Климент. Протрептик 45, 1; Арнобий. Против язычников VI 6
  21. Павсаний. Описание Эллады I 5, 3
  22. Павсаний. Описание Эллады X 10, 1
  23. Тацит. Анналы XI 14
  24. Страбон. География IX 2, 18 (стр.407)
  25. Павсаний. Описание Эллады IX 33, 1

Литература