Кейлихис, Яков Иосифович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яков Иосифович Кейлихис
Keylixis1949.jpg
Жанр Скульптура
Стиль Станковая скульптура
Награды Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1949)

Кейлихис, Яков Иосифович (11 мая 1872, Балта, Российская империя — 1950, Баку, Азербайджанская ССР) — советский скульптор, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1949). Автор первого скульптурного памятника в Баку.

Жизнь и творчество до бакинского периода

Родился в 1872 году в городке Балта в многодетной еврейской купеческой семье Иосифа Кейлихиса. Через некоторое время, в связи с расширением бизнеса, Иосиф Кейлихис переезжает в Одессу. Уже в Одессе, с благословения отца, Яков Кейлихис поступает в Одесскую рисовальную школу, а затем — в Одесское художественное училище, где учится в классе профессора из Флоренции Луиджи Йорини. Там же и выявилась склонность Кейлихиса к скульптурному жанру. На одесской выставке за бюст императора Каракаллы Яков Кейлихис получает бронзовую медаль. Затем поступает в Петербургскую Императорскую Академию художеств. Благодаря успехам в учёбе его направляют в Италию, во Флорентийскую Академию Художеств, к профессору Монти, в мастерской которого, после завершения стажировки, он продолжает работать. Первая крупная работа Якова Кейлихиса экспонировалась на художественной выставке во Флоренции в 1897 году и изображала мальчика, поймавшего на морском берегу краба. После Флоренции Яков Кейлихис много путешествует по Европе, и в 1908 году вместе с семьей переезжает в Баку, переживавшего на заре XX века нефтяной бум.

Творчество (1908—1950)

Памятник М. А. Сабиру в Баку (1922—1958). Железобетон, цемент. Скульптор Я. Кейлихис, архитектор Я.Сырыщев

В 1909 Кейлихис открывает первое в Азербайджане скульптурное училище — студию лепки и каменорезного дела, где преподавал лепку и теску камня и вел занятия по рисунку[источник не указан 4350 дней]. Выпускники этого училища развили традиционное искусство азербайджанского орнамента, их орнаментами, в частности, отделаны дома на Телефонной улице (совр. улица 28 Мая) и здание Сабунчинского вокзала. Ряд работ Кейлихиса были посвящены азербайджанской тематике тех лет: барельефы: «Амбал», голова мальчика — «Бакинский гаврош», барельефные портреты деятелей культуры Махмудбекова и Ганиева.

В 1912 году Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым жипописцем Исааком Бродским и другими бакинскими художниками Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане[источник не указан 4350 дней]. В 1920 студия лепки и каменорезного дела Кейлихиса декретом Народного комиссариата просвещения Азербайджанской ССР была закрыта, но на её базе был создан Азербайджанский Индустриальный институт, позднее переименованный в Институт нефти и химии (нынешняя Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия). При новом институте Кейлихис преподавал почти 30 лет и был избран заведующим скульптурного отделения. В 1920 Кейлихис создал небольшой памятник — бюст Карла Маркса на Приморском бульваре (нынешний Национальный Парк), носящий в то время имя Карла Маркса. Эта работа, как и работы других скульпторов, приглашенных из Москвы для украшения Приморского бульвара, до наших дней не сохранились. С этого периода начинаются первые попытки включения скульптуры в архитектурные ансамбли Баку[источник не указан 4350 дней].

В 1922 году, к I съезду народов Востока, который состоялся в Баку, Кейлихис создаёт скульптурный памятник азербайджанского поэта — сатирика Мирза Алекбера Сабира, который был установлен в сквере около Исмаилии (нынешнее здание Президиума Национальной Академии Наук Азербайджана). Мало кому известен такой занимательный исторический факт, что памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всём мусульманском Востоке[источник не указан 4350 дней]. В 1958 году памятник Сабира работы Кейлихиса был заменён на памятник работы Джалала Гарягды. Яков Кейлихис в 1934 году снимал посмертную маску с азербайджанского поэта Джафара Джаббарлы. После кончины супруги Веры Алесковской в 1939 отошел от активной творческой деятельности, посвятив себя преподаванию. Был сторонником и пропагандистом архитектурного стиля «баухаус». В 1949 году за большую 40-летнюю плодотворную работу в республике получил звание заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР[источник не указан 4350 дней].

Скончался в 1950 году, в Баку. С самого своего приезда в Баку и до самой своей смерти в Яков Кейлихис не менял место проживания — жил по улице Нижне-Приютской, 129, квартира 21 (впоследствии ул. Камо, а сейчас — ул. Рагимова). В этой же квартире затем прожил всю свою жизнь от рождения до смерти его единственный сын Борис Кейлихис с семьёй, а затем с рождения до отъезда из Баку его единственный внук Иосиф Кейлихис. Единственный его правнук назван в его память и он тоже Яков Иосифович Кейлихис[источник не указан 4350 дней].

Источники

  • Д.Г. Новрузова. Монументальная скульптура Советского Азербайджана, Баку, 1960.
  • Большая советская энциклопедия, Москва, 1971.
  • Большая Художественная Энциклопедия, Москва, 2008.
  • И. Кейлихис. «Кейлихис Яков Иосифович — скульптор, патриарх азербайджанской скульптуры и архитектуры», Тель-Авив, 2007.
  • «Кейлихес и правда жизни», газета «Новости Недели», Тель Авив, 2007.

Ссылки