Кедров, Михаил Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Николаевич Кедров
Mikhail Kedrov Russian postcard cr.jpg
Профессия актёр, театральный режиссёр, оперный режиссёр, театральный педагог
Театр МХАТ СССР им. М. Горького
Награды
Орден Ленина — 1948 Орден Трудового Красного Знамени — 1938 Орден Трудового Красного Знамени — 1964 Орден «Знак Почёта»  — 1937
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 800th Anniversary of Moscow ribbon.svg
Народный артист СССР — 1948 Народный артист РСФСР— 1943 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1938 Заслуженный артист РСФСР — 1933 Сталинская премия — 1946 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1950 Сталинская премия — 1952

Михаи́л Никола́евич Ке́дров (21 декабря 1893 (2 января 1894), Москва — 22 марта 1972, там же) — советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Главный режиссёр Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (1938—1948) и МХАТа (1946—1955). Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950, 1952)[1].

Биография

Михаил Кедров родился в Москве в семье священника Николая Ивановича и его жены Анны Васильевны Кедровых. В 1908—1914 годах учился в Московской духовной семинарии[2].

В 1914—1920 годах обучался в Московском институте народного хозяйства[2]. Одновременно участвовал в любительских драматических кружках как актёр и режиссёр, увлекался живописью и скульптурой.

С 1920 года занимался в Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова под руководством Василия Лужского. Параллельно в 1921—1923 годах учился во ВХУТЕМАСе у скульптора Анны Голубкиной[3]. В 1922 году был принят во 2-ю Студию МХАТ, которая в 1924 году влилась в Московский Художественный театр.

Его наиболее заметными ролями были Син Бин-у в спектакле «Бронепоезд 14-69», Квасов в спектакле «Хлеб», Манилов в «Мёртвых душах», Захар Бардин во «Врагах» и Тартюф в одноимённой пьесе.

С 1930-х годов работал как театральный педагог и режиссёр. Его первая постановка «В людях» (1933) Максима Горького вошла в репертуар театра и получила высокую оценку самого автора[4]. Кедров вёл педагогическую работу во ВГИКе на режиссёрском отделении под руководством Сергея Эйзенштейна.

В 1936 году возглавил группу актёров МХАТа, изучавших новый творческий метод Константина Станиславского. На основе этой экспериментальной работы Кедров поставил спектакль «Тартюф» (1939). В своём творчестве опирался на последние новаторские открытия Станиславского («метод физических действий»[3]), раскрывал идейное содержание спектакля прежде всего через искусство актёра. Вёл семинар при Всероссийском театральном обществе[4][5].

В 1936 году стал режиссёром-педагогом Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского, а после смерти учителя являлся её руководителем вплоть до 1948 года[3].

В 1946—1955 годах был художественным руководителем и главным режиссёром МХАТа. Его лучшими работами этого периода считаются постановки спектаклей «Глубокая разведка» (1943) и «Плоды просвещения» (1951)[3]. С 1955 года являлся членом художественного совета театра, а в 1960—1963 годах — председателем художественной коллегии МХАТа[3].

С 1949 года служил педагогом-консультантом Школы-студии МХАТ.

Могила Михаила Кедрова на Ваганьковском кладбище

В 1947—1963 годах был членом Комитета по Сталинским (позже Ленинским) премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР. С 1960 года руководил творческой лабораторией при Всероссийском театральном обществе. С 1963 года выступал как член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР[4].

Михаил Кедров скончался 22 марта 1972 года в Москве после продолжительной болезни. 24 марта после гражданской панихиды был, согласно последней воле, похоронен на Ваганьковском кладбище (26 уч.)[6][2].

Семья

Творчество

Роли в театре

Постановки в театре

В Театре «Современник» работал над «Пятью вечерами» А. М. Володина (1959).

Фильмография

Роли
  • 1931 — Томми — китаец-партизан
  • 1935 — Любовь и ненависть — техник шахты
  • 1936 — Родина зовёт — Сергей Новиков
Режиссёр
  • 1965 — Мещане (фильм-спектакль)
  • 1972 — Враги (фильм-спектакль)
Архивные кадры
  • 1936 — Смерть Таирова

Звания и награды

Примечания

  1. Кедров, Михаил Николаевич // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. 2,0 2,1 2,2 Михаил Николаевич Кедров, 1893-1972 / сост. В.Н. Прокофьев. — М.: ВТО, 1978. — С. 358, 419—424. — 431 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Инна Соловьёва. Михаил Николаевич Кедров. Московский художественный театр. Дата обращения: 3 мая 2019. Архивировано 26 марта 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Большая советская энциклопедия. Том 15. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — С. 15.
  5. УРОКИ М. Н. КЕДРОВА — Студопедия. Дата обращения: 27 апреля 2018. Архивировано 27 апреля 2018 года.
  6. Артамонов М.Д. Ваганьково. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 149.
  7. Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стб. 707)

Ссылки