Кащенко, Всеволод Петрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Всеволод Петрович Кащенко
Русский педагог Кащенко, Всеволод Петрович.jpg
Дата рождения 21 марта (2 апреля) 1870(1870-04-02)
Дата смерти 30 ноября 1943(1943-11-30) (73 года)
Научная сфера педагогика, медицина
Альма-матер Киевский университет
Учёное звание профессор
Известен как выдающийся педагог и дефектолог

Все́волод Петро́вич Ка́щенко (21 марта [2 апреля1870 — 30 ноября 1943) — педагог, врач. Брат Петра Петровича Кащенко.

Биография

Родился 21 марта (2 апреля1870 года в г. Ейске Кубанской области в многодетной семье военного врача.

В 1891 поступил на медицинский факультет Императорского Московского ун-та (ИМУ). Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучал психологию и приобрёл практические навыки в области психологии. Исключен за участие в работе студенческих революционных кружков (1894) и выслан из Москвы. В 1897 окончил медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Работал врачом, участвовал в революционном движении.

Организовал в 1908 году в Москве частную школу-санаторий под официальным названием Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руководил учреждениями, созданными на базе этой школы: Дом изучения ребёнка (1918—1921) и Медицинско-педагогическая станция (1920—1927), ректор и профессор Педагогического института детской дефективности с 1920 по 1924. В 1921 г. Государственный учёный совет (ГУС) Наркомпроса РСФСР присвоил В. П. Кащенко звание профессора.

В 1927 г. (19 декабря) Кащенко был внезапно освобождён от всех занимаемых руководящих должностей, а новым директором Медико-педагогической станции назначен Лев Выготский[1] (оставался на этой должности до 10 октября 1928 г.; уволен по собственному желанию)[2]:

И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случаях подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришёл новый руководитель Медико-педагогической станции – довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства–все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы («удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А.С. Грибоедов) были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира – прошлого и современности. Восстановить её уже никогда не удастся[3].

В 1938 г. Всеволоду Петровичу Кащенко была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук без защиты диссертации.

Умер в Москве 30 ноября 1943. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко

Уникальным заведением, в котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве. В заведение принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, стало быть, имея такое важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее, доминирующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка»[4].

В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Так же как и в педагогической системе К. Д. Ушинского, в воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути. Это видно из следующих слов педагога школы-санатория И. И. Воскобойникова, который описывает глубокий интерес воспитанника к созданию устройства для физических опытов: «Работа … — зачастую неблагодарная и всегда сопряжённая с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало, — доставляет Никите истинное наслаждение. Элемент творчества, которое он проявляет при этом, несмотря на своё незнакомство с физикой, заставляет думать, что интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности».[5]

Могила В. П. Кащенко на Новодевичьем кладбище в Москве

Значение деятельности В. П. Кащенко

Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».[6] Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Труды

  • Кащенко В. П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. — М., 1910. — 12 с.
  • Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. — М., 1913. — 54 с. Переиздано в 2005 г.
  • Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: Пособие для родителей и педагогов. — М., 1919. — 122 с. Переиздано в 2005 г.
  • Кащенко В. П., Мурашёв Г. В. Педология в педагогической практике. — М., 1926. — 31с.
  • Кащенко В. П., Мурашёв Г. В. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. — М., 1929. — 125 с.
  • Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. Архивная копия от 27 ноября 2010 на Wayback Machine — 2-е изд. — М., 1994. — 223 с.

Примечания

  1. Распоряжение по Главсоцвосу № 63 от 19 декабря 1927 г. Согласно этому распоряжению, «проф. В. П. Кащенко сего 19 декабря освобождается от должности заведующего Медико-педагогической станцией НКП», а «проф. Л. С. Выготский с сего 19 декабря назначается на должность заведующего Медико-педагогической Станцией НКП». Проф. Кащенко предлагается немедленно приступить к сдаче учреждения проф. Выготскому (см. книгу Г. Л. Выгодской и Т. М. Лифановой Лев Семенович Выготский. Жизнь Деятельность. Штрихи к портрету. — М.: Смысл, 1996. С. 114)
  2. Трудовой список (трудовая книжка) профессора Второго МГУ — МГПИ им. А. С. Бубнова (МПГУ) Льва Семёновича Выготского. 1931 г.; записи 21 и 23. Дата обращения: 6 апреля 2022. Архивировано 22 декабря 2016 года.
  3. Кащенко Всеволод Петрович (1870 - 1943). Достойный пример жизни и творчества. Дата обращения: 9 июня 2016. Архивировано 20 января 2017 года.
  4. Кащенко В. П. Общество, школа и дефективные дети // Дефективные дети и школа: Сб. статей. — М., 1912. — С. 9.
  5. Воскобойников И. И. Специальные дарования и творчество дефективных детей // Дефективные дети и школа: Сб. статей. — М., 1912. — С. 235.
  6. Замский Х. С. В. П. Кащенко (к 100-летию со дня рождения) // Дефектология. — 1970. — № 5. — С. 79.

Источники

Ссылки