Катха-упанишада

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

«Катха-упанишада» (санскр. कठ उपनिषद्), или «Катхопанишад» (санскр. कठोपनिषद्, IAST: Kaṭhopaniṣad), также «Катхака» (IAST: Kāṭhaka) — ведийский текст на санскрите, одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья, к которому принадлежат наиболее древние Упанишады, прокомментированные Шанкарой. «Катха-упанишада» ассоциируется со школой Чара-катха «Кришна Яджурведы» и в каноне муктика из 108 основных Упанишад стоит на третьем месте.

В некоторых текстах «Катха-упанишады» прослеживается влияние буддийских идей, из-за чего учёные датируют её периодом после V века до н. э.[1][2] Также отмечается большое сходство некоторых текстов с «Бхагавад-гитой». «Катха-упанишада» состоит из шести частей (или двух разделов по три главы в каждом). В этой Упанишаде представлена дуалистическая философия, в отличие от других, монистических Упанишад.[3]

«Катха-упанишада» пожалуй является наиболее известной Упанишадой. Это была первая Упанишада, попавшая в Европу (в персидском переводе). Макс Мюллер перевёл её на английский язык в 1879 году, а Эдвин Арнольд сделал её поэтический перевод «The Secret of Death» («Секрет смерти»). Ральф Уолдо Эмерсон уделил большое внимание «Катха-упанишаде» в своём эссе «Immortality» («Бессмертие»). Центральным моментом «Катха-упанишады» является встреча Начикеты, сына мудреца Ваджашравасы, с индуистским богом смерти Ямой.[4]

Основные идеи текста

В основе сюжета — разговор бога смерти Ямы с брахманом Начикетом. Бог смерти рассказывает Начикету об учении, которое может спасти от смерти. В итоге их диалог касается:

  • темы перерождения;
  • темы наличия у человека души;
  • учения, которое помогает избежать страха смерти;
  • практики, исходящие из этого учения (контроль эмоций).[5]

В «Катха-упанишаде» впервые:

  • дано определение буддхи: буддхи изображается возничим запряжённой пятью лошадьми колесницы. В этой широко известной аллегории вожжи олицетворяют манас, лошади — пять чувств человека, а колесница — тело. (строки 1.3.3-1.3.4)[6];
  • прана как энергия, связывающая все живые существа;
  • дано определение йоги (в строке 2.3.11)[7]

    2.3.11: तां योगमिति मन्यन्ते स्थिरमिन्द्रियधारणाम्

    Йога — это устойчивый контроль чувств

Примечания

  1. Richard King, Early Advaita Vedānta and Buddhism: the Mahāyāna context of the Gauḍapādīya-kārikā. SUNY Press, 1995, page 52.
  2. A.L. Basham in Paul Williams, ed., Buddhism: Buddhist origins and the early history of Buddhism in South and Southeast Asia. Taylor & Francis, 2005, page 61.
  3. Ariel Glucklich, The Strides of Vishnu: Hindu Culture in Historical Perspective. Oxford University Press US, 2008, page 70: «The Upanishadic age was also characterized by a pluralism of worldviews. While some Upanishads have been deemed 'monistic', others, including the Katha Upanishad, are dualistic. Monism holds that reality is one — Brahman — and that all multiplicity (matter, individual souls) is ultimately reducible to that one reality. The Katha Upanishad, a relatively late text of the Black Yajurveda, is more complex. It teaches Brahman, like other Upanishads, but it also states that above the 'unmanifest' (Brahman) stands Purusha, or 'Person'. This claim originated in Samkhya (analysis) philosophy, which split all of reality into two coeternal principles: spirit (purusha) and primordial matrix (prakriti).»
  4. Swami Paramananda, p. 27
  5. W. D. Whitney. Translation of the Katha-Upanishad // Transactions of the American Philological Association (1869-1896). — 1890. — Т. 21. — С. 88—112. — doi:10.2307/2935810. Архивировано 7 октября 2018 года.
  6. कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली - विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2018.
  7. Mallinson, James,. Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.

Литература

  • Топоров В. Н. Эпистема знания и мир бессмертия (Катха-Упанишада о подвиге Начикетаса)// Вопросы сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков. Сборник памяти профессора М. Н. Петерсона. М., 1997. С.97-118. ISBN 5-89209-149-X
  • Deutsch, Eliot & Rohit Dalvi (Editors) (2004). The Essential Vedānta: A New Source Book of Advaita Vedānta. Bloomington, Indiana, USA: World Wisdom, Inc. ISBN 0-941532-52-6
  • Sarvananda, Swami (1987). Kathopanisad (14th ed.). Madras, India: Sri Ramakrishna Math. (Including original verses, constructed text, and word-by-word translations).
  • Radhakrishnan, S. (1994). The Principal Upanishads. New Delhi: HarperCollins Publishers India. ISBN 81-7223-124-5 (translation and commentary on Katha Upanishad is in pp. 593—648) (original publication, 1953).
  • Muller, Max. Katha Upanishad // Upanishads (неопр.). — Wordsworth Editions  (англ.), 2001 (first 1879). — ISBN 184022102X.
  • Parmananda, Swami  (англ.). Katha Upanishad // The Upanishads (неопр.). — 1st World Publishing, 2004. — ISBN 1595401202.

Ссылки