Катастрофа Junkers F 13 под Тифлисом

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа под Тифлисом
Junkers F.13, идентичный разбившемусяJunkers F.13, идентичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 22 марта 1925 года
Время 12:10
Характер Пожар на борту
Причина Не установлена
Место Союз Советских Социалистических Республик у Дидубийского ипподрома, близ Тифлиса (ЗСФСР, СССР)
Воздушное судно
Модель Junkers F.13
Авиакомпания Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Закавиа
Пункт вылета Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Тифлис
Пункт назначения Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Сухум
Бортовой номер R-RECA
Пассажиры 3
Экипаж 2
Погибшие 5 (все)

Катастрофа Junkers F 13 под Тифлисом — авиационная катастрофа пассажирского самолёта Junkers F.13, произошедшая в воскресенье 22 марта 1925 года в районе Тифлиса, при этом погибли 5 человек.

Катастрофа

Лётчик Шпиль вместе с бортмехаником Сагарадзе на самолёте Junkers F.13 с бортовым номером R-RECA (заводской — 590)[1] выполняли пассажирский рейс из Тифлиса в Сухум. На борту находились три служебных пассажира[2]:

Почти в полдень авиалайнер взлетел с Тифлисского аэродрома и взял курс на Сухум. Однако через 15 минут в аэропорт поступило сообщение, что самолёт загорелся. На глазах свидетелей происшествия, двое людей выпрыгнули из горящей машины и разбились насмерть. «Юнкерс» врезался в землю и взорвался[2].

Вчера в 12 ч. 10 м. вблизи Дидубийского ипподрома трагически погибли вследствие аварии аэроплана Юнкерс-13 заместитель председателя Совнаркома ЗСФСР, член Президиума ЦИК СССР, член РВС СССР и Краснознаменной Кавказской армии Александр Федорович Мясников, председатель Закавказской чрезвычайной комиссии Соломон Григорьевич Могилевский и заместитель наркома РКИ в ЗСФСР и уполномоченный Наркомпочтель СССР в ЗСФСР Георгий Александрович Атарбеков и два летчика — товарищ Шпиль и товарищ Сагарадзе.[2]

Последствия

Согласно заключению комиссии, расследующей катастрофу, двигатели и системы самолёта до столкновения с землёй работали исправно. Причину пожара установить не удалось. Однако, не исключено, что пожар произошёл, когда один из пассажиров бросил на пол непогашенную спичку, которая и стала источником возгорания[2].

Мы потеряли товарищей, друзей, братьев. И особенно тяжко думать — повторяю снова,— что они погибли в результате трагического случая, воздушной катастрофы. Вряд ли мы дознаемся когда-либо с точностью о действительных причинах их гибели. Ведь живых свидетелей того, что произошло, нет! Они погибли все: и три пассажира, и летчик Шпиль, и механик Сагарадзе. В телеграмме, которую здесь огласили от областного комитета, есть заключительная фраза: «Да будут прокляты те роковые законы, которые вызвали эту катастрофу!» Эти роковые законы суть законы человеческой слабости. Эта катастрофа — каковы бы ни были её ближайшие причины — является показателем одновременно и силы человека, и слабости его. Сила в том, что человек научился летать, научился передвигаться не только по земле и воде, но и по воздуху. Но вместе с этим он и погибает не только на воде и на земле — он научился погибать и в воздухе.Л. Д. Троцкий[3]

По указанию Сталина, имя Мясникова было присвоено Первой военной школе лётчиков (Царицын)[2].

См. также

Примечания

  1. ACCIDENT DETAILS (англ.). planecrashinfo.com. Дата обращения: 8 августа 2014. Архивировано 10 января 2014 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Евгений Жирнов. Нелепая и чудовищная катастрофа. Коммерсантъ (8 сентября 2008). Дата обращения: 8 августа 2014. Архивировано 4 ноября 2015 года.
  3. Л. Троцкий. Памяти Мясникова, Могилевского и Атарбекова (речь на траурном заседании в Сухуми 23 марта 1925 г.)..