Катастрофа DC-9 в Маракайбо

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 742 Viasa
На месте катастрофыНа месте катастрофы
Общие сведения
Дата 16 марта 1969 года
Время около 12:00
Характер Крушение после взлёта
Причина Превышение максимальной взлётной массы
Место Венесуэла Ла-Тринидад, около аэропорта Грана-де-Ороrues, Маракайбо (Венесуэла)
Координаты 10°41′02″ с. ш. 71°37′55″ з. д.HGЯO
Погибшие 155 (84 в самолёте + 71 на земле)
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за месяц до катастрофыРазбившийся самолёт за месяц до катастрофы
Модель McDonnell Douglas DC-9-32
Авиакомпания Венесуэла Viasa
Принадлежность Венесуэла Avensarues
Пункт вылета Венесуэла Каракас (Венесуэла)
Остановки в пути Венесуэла Грана-де-Ороrues, Маракайбо (Венесуэла)
Пункт назначения Соединённые Штаты Америки Майами (Флорида, США)
Рейс VA 742
Бортовой номер YV-C-AVD
Дата выпуска 6 января 1969 года (первый полёт)
Пассажиры 74
Экипаж 10

Катастрофа DC-9 в Маракайбо — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 16 марта 1969 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Viasa выполнял рейс VA 742 по маршруту КаракасМаракайбоМайами, но через несколько секунд после вылета из Маракайбо врезался в осветительную вышку и рухнул на пригород Ла-Тринидад. В катастрофе погибли 155 человек — все 84 человека на борту самолёта (74 пассажира и 10 членов экипажа) и 71 человек на земле.

Это первая и крупнейшая катастрофа в истории самолёта McDonnell Douglas DC-9, а на момент событий также являлась крупнейшей авиакатастрофой в мире[1].

Самолёт

McDonnell Douglas DC-9-32 (регистрационный номер YV-C-AVD, заводской 47243, серийный 448) являлся относительно новым и был выпущен компанией «McDonnell Douglas» в 1969 году (первый полёт совершил 6 января). 27 февраля того же года был передан авиакомпании Avensa, которая затем сдала его в лизинг авиакомпании Viasa. Оснащён двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT8D-7[1][2][3].

Катастрофа

McDonnell Douglas DC-9-32 борт YV-C-AVD выполнял рейс VA 742 из Каракаса в Майами с промежуточной посадкой в Маракайбо. На его борту в момент вылета из Каракаса находились 10 членов экипажа (командир Гарри Гибсон (исп. Harry Gibson), второй пилот Эмилиано Савелли Мальдонадо (исп. Emiliano Savelli Maldonado) и 8 бортпроводников) и 47 пассажиров.

В 10:30 авиалайнер приземлился в аэропорту Грана-де-Ороrues. В Маракайбо произошла смена экипажа — командиром рейса 742 стал Мальдонадо, а кресло второго пилота занял Хосе Грегорио Родригес Силва (исп. Jose Gregorio Rodriguez Silva). Также на борт самолёта сели ещё 27 пассажиров, всего в салоне находились 74 пассажира (по другим данным — 73). В баки было залито 12 700 килограмм авиатоплива[4][5].

Примерно в 12:00 рейс 742 начал разгон по ВПП. Поначалу всё проходило без замечаний, но после поднятия передней стойки шасси лайнер пробежал по ВПП дальше обычного и затем начал с трудом набирать высоту. Он был в 50 метрах от земли, когда, пролетая над баскетбольной площадкой в Ла-Тринидаде (пригороде Маракайбо), ударился левой плоскостью крыла об осветительную вышку и через несколько секунд, опрокинувшись влево, рухнул на трансформаторную будку и взорвался. Отделившаяся плоскость левого крыла и один из двигателей врезались в близлежащие дома и полностью разрушили их, а разлившееся авиатопливо вызвало пожар. В катастрофе погибли все 10 членов экипажа и 74 пассажира на борту рейса VA 742, а также 71 человек на земле (всего 155 человек)[4][5].

На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в мире (будет превзойдена через 2 года после столкновения над Сидзукуиси, 162 погибших). Также это была первая и крупнейшая катастрофа самолёта DC-9-30 и крупнейшая катастрофа в истории McDonnell Douglas DC-9 вообще (без учёта семейств MD-80 и MD-90). Также 36 лет она была крупнейшей авиакатастрофой в истории Венесуэле (с 2005 года — вторая, после катастрофы MD-82 под Мачикесом (160 погибших))[1].

Известные пассажиры

Также двигателем самолёта был разрушен дом, в котором жила семья бейсболиста Лина Коннела (исп. Lino Conell), почти все жильцы погибли[5].

Причина катастрофы

Наиболее вероятной причиной катастрофы стали неисправные термометры в аэропорту Грана-де-Оро. Ориентируясь по ним, экипаж неверно рассчитал расчётную мощность двигателей и максимальный взлётный вес, и поэтому перегрузил самолёт[1].

Последствия

После катастрофы рейса 742 аэропорт Грана-де-Оро был закрыт для приёма гражданских самолётов и теперь используется только малой авиацией. Вместо него уже 16 ноября 1969 года был открыт Международный аэропорт Ла Чинитаruen, который теперь является главными воздушными воротами Маракайбо.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Aircraft accident McDonnell Douglas DC-9-32 YV-C-AVD Maracaibo (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано 6 июня 2013 года.
  2. YV-C-AVD VIASA - VENEZOLANA INTERNACIONAL DE AVIACION MCDONNELL DOUGLAS DC-9-30
  3. REGISTRATION DETAILS FOR YV-C-AVD (VIASA - VENEZOLANA INTERNACIONAL DE AVIACION) DC-9-32 — PlaneLogger. Дата обращения: 12 мая 2020. Архивировано 25 ноября 2021 года.
  4. 4,0 4,1 Jaime Villareal. Historia: Vuelo “742” de Viasa, la tragedia del avión caído en Maracaibo (исп.). GiraEnLaRed (20 Julio 2008). Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано 6 июня 2013 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Luis Párraga. 39 años de la tragedia de La Trinidad (исп.). Version Final (13 de marzo, 2008). Дата обращения: 5 июня 2013. Архивировано 6 июня 2013 года.