Катастрофа Як-40 под Нижневартовском

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 29674 Аэрофлота
Як-40 предприятия АэрофлотЯк-40 предприятия Аэрофлот
Общие сведения
Дата 24 января 1988 года
Время 16:50 МСК
Характер Отказ двигателей,
столкновение с землёй
Место Союз Советских Социалистических Республик близ аэропорта Нижневартовск (Югра, РСФСР, СССР)
Координаты 60°58′30″ с. ш. 76°31′34″ в. д.HGЯO
Воздушное судно
Модель Як-40
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Бугульминский объединённый авиаотряд, Приволжское УГА
Принадлежность Союз Советских Социалистических Республик МГА СССРАэрофлот»)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Нижневартовск
Остановки в пути Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Рощино, Тюмень
Пункт назначения Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика Бугульма
Бортовой номер СССР-87549
Пассажиры 27
Экипаж 4
Погибшие 27

В воскресенье 24 января 1988 года в окрестностях Нижневартовска при взлёте потерпел катастрофу Як-40 предприятия Аэрофлот, в результате чего погибли 27 человек.

Катастрофа

Як-40 с бортовым номером СССР-87549 (заводской — 9531442, серийный — 42-14, выпущен Саратовским авиазаводом в 1975 году[1]) выполнял рейс 29674 из Нижневартовска в Бугульму с первой промежуточной остановкой в Тюмени (аэропорт Рощино). Пилотировал самолёт экипаж, состоящий из командира Наиля Мурадымова, второго пилота С. Уварова и бортмеханика Н. Нагуманова. В салоне работала стюардесса Земфира Мубаракшина. Всего на борту находились 27 пассажиров[2].

В 16:50 МСК и 18:50 местного времени, самолёт начал взлёт из Нижневартовского аэропорта. Но уже при разгоне по ВПП при скорости 150 км/ч бортмеханик заметил, согласно речевому самописцу, что сработало табло «воздушный стартер открыт». Затем сразу после отрыва от полосы, упали обороты КВД в двигателях № 2 и 3 (средний и правый соответственно), а ещё через секунду и в двигателе № 1 (левый). далее двигатели № 1 и 3 отключились, а у двигателя № 2 обороты сперва упали до 74 %, а затем он вновь перешёл во взлётный режим. Як-40 в это время поднялся до высоты 35 метров. Потеряв тягу двух из трех двигателей, авиалайнер начал терять скорость и уходить в крен. Через 91 секунду с момента отрыва от полосы он в 1800 метрах от её торца и в 18 метрах правее её оси врезался в склон оврага, а затем в ЛЭП и полностью разрушился[2].

Температура воздуха в это время составляла −31°С. При этом аварийно-спасательные работы проводились неудовлетворительно и место падения было найдено только спустя 5 часов. К тому времени в живых остались только 4 пассажира. Остальные 4 члена экипажа и 23 пассажира погибли[2].

Причины

Комиссия не установила точную причину, почему обороты двигателей упали меньше необходимого для полёта по горизонтальной траектории во взлётной конфигурации. Есть лишь две основных версии[2]:

  1. Когда бортмеханик обнаружил включение сигнального табло «воздушный стартер открыт», то он перевел РУДы всех двигателей на малый газ, выключив затем крайние двигатели установкой РУДов на «стоп», либо в данной ситуации двигатели сами отключились из-за резкого изменения параметров работы. Так как в этот момент взлёт прерывать было нельзя, то командир дал команду бортмеханику переместить РУДы во взлётный режим, либо сам это сделал.
  2. В топливной системе из-за попадания воздуха возникла воздушная пробка. Это либо привело к падению оборотов двигателей, а затем их самовыключению, либо экипаж, заметив отказ двигателей, сам переместил РУДы, что также привело к самовыключению двигателей.

Примечания

  1. Яковлев Як-40 Бортовой №: CCCP-87549. Russianplanes.net. Дата обращения: 25 апреля 2013. Архивировано 1 мая 2013 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Катастрофа Як-40 Приволжского УГА в районе Нижневартовска. airdisaster.ru. Дата обращения: 25 апреля 2013. Архивировано 22 января 2013 года.