Катастрофа ТС-62 под Минском

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа ТС-62 под Минском
С-47 (прототип ТС-62)С-47 (прототип ТС-62)
Общие сведения
Дата 30 декабря 1948 года
Время 09:20
Причина Не установлена
Место Союз Советских Социалистических Республик д. Петровщина, Минский район Минской области, близ аэропорта Минск (БССР, СССР)
Воздушное судно
Модель ТС-62
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Аэрофлот (МУТА ГВФ, 15 ато)
Пункт вылета Белорусская Советская Социалистическая Республика Минск
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Внуково (Москва, РСФСР)
Бортовой номер СССР-Л1017
Дата выпуска 25 апреля 1945 года
Экипаж 4
Погибшие 3
Выживших 1

В четверг 30 декабря 1948 года в Минском районе Минской области вскоре после вылета разбился ТС-62 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 3 человека.

Предшествующие обстоятельства

4 декабря ТС-62 борт СССР-Л1017 осуществлял посадку в Минском аэропорту, когда при пробеге по ВПП на правом шасси произошёл обрыв заднего узла подкоса. В результате правая стойка шасси сложилась и самолёт упал на правое крыло. В результате данного серьёзного инцидента у ТС-62 на правом крыле погнуло лопасти винта и произошла деформация щитков, элерона, концевого обтекателя правой консоли, капота и корзины правого маслорадиатора[1].

Ремонтная бригада прибыла с АРБ-400 и в период с 15 по 21 декабря выполнила ремонт самолёта. При этом бригадир с целью снижения объёма работ принял решение не заменять погнутый концевой обтекатель новым, а отремонтировать старый. Для более детального ремонта требовалось перегнать ТС-62 на АРБ-400 во аэропорт Внуково (Москва)[1].

Катастрофа

Для перегонки самолёта прибыл экипаж из 15 ато, состоящий из командира Тимофея Гаврилова, второго пилота Фёдора Мазурова, бортмеханика Николая Крючкова и бортрадиста Петра Малинина. Из-за разных причин вылет задерживался до 30 декабря, при этом облёт самолёта не проводился[1].

30-го числа в 08:25 директор Минского аэропорта получил штормовое предупреждение, согласно которому с 09:30 и до 13:30 ожидалось понижение облачности ниже 100 метров, а также образование тумана при видимости менее 1000 метров. Погодный минимум для данного аэропорта был следующий: высота облачности 100 метров при горизонтальной видимости 1000 метров. Однако экипажи вылетевших в 08:30 и 08:45 самолётов доложили, что облачность опустилась уже до 75 метров. После этого командиру экипажа перегоняемого ТС-62 выдали бюллетень погоды, в котором значилась высота облачности 75 метров, а горизонтальная видимость — 2 километра. Погодный минимум был ниже необходимого, однако в 09:15 борт СССР-Л1017 вылетел из аэропорта по магнитному курсу 300°. Экипаж доложил о взлёте, после чего на связь уже больше не выходил[1].

Самолёт совершил первый разворот и вошёл в облачность. Однако через минуту—полторы, по свидетельствам очевидцев, он вновь вышел из облаков в районе деревни Петровщина, летя при этом с правым креном. ТС-62 опустился и на протяжении 50 метров цеплял землю, после чего приподнялся, пролетел 25 метров, опустился и снова начал цеплять землю на протяжении 30 метров, после опять подлетел, но через 20 метров врезался в землю носом, правым мотором и крылом. Крыло оторвало, но ТС-62 подлетел, развернулся в полёте на 180° и через 100 метров от предыдущего удара вновь врезался в землю и загорелся. ТС-62 разбился в 2 километрах к северо-западу (азимут 300°) от аэропорта вылета. Погибли командир, второй пилот и бортмеханик, бортрадист получил ушибы, но выжил[1].

В катастрофе погиб герой Советского Союза майор ВВС Тимофей Кузьмич Гаврилов (командир экипажа).

Расследование

Изначально следственная комиссия сделала вывод, что причиной катастрофы стало изменение ремонта работ, в результате чего был установлен старый концевой обтекатель, при этом ремонтная бригада не могла проверить его внутренний набор силовых элементов, которые могли быть повреждены в предыдущем инциденте. Таким образом, по мнению комиссии, произошла деформация концевого обтекателя, в результате чего заклинило элерон на правом крыле[1].

Однако вскоре ГосНИИ ГВФ провёл испытания, который обнаружили ошибочность первоначальной версии. Ремонтная бригада поставила на повреждённые места 8 заплат, а испытания обтекателя показали, что ремонт позволял безопасно перегнать самолёт на базу во Внуково. По данным испытаний выявилось, что элерон зажимает на данном типе самолёта из-за изгиба концевого обтекателя крыла на 10°, при этом сам концевой обтекатель разрушается ещё раньше при нагрузке в 1200 килограмм, что на 30% больше максимальной расчётной нагрузки на данный узел. На основании испытаний, ГосНИИ ГВФ сделала вывод[1]:

Причиной катастрофы не могло являться зажатие элерона при деформации концевого обтекателя. Зажатие происходит только при полном разрушении обтекателя. При этом элерон выводится из зажатия при усилии на штурвал 30-40 кг. Разрушение концевого обтекателя в воздухе может быть только при выходе из строя на 70-80% его силового набора. Осмотренный силовой набор концевого обтекателя самолета Л-1017 не дает оснований считать, что он был выпущен в полет с таким ослаблением.

[1]

Реальная причина катастрофы так и не была установлена.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Катастрофа ТС-62 Московского управления ГВФ близ а/п Минск. AirDisaster.ru. Дата обращения: 13 апреля 2013. Архивировано 22 января 2013 года.