Катастрофа трёх Су-27 под Камранью

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Катастрофа Су-27 под Камранью»)
Катастрофа трёх Су-27 «Русские Витязи»
Су-27 «Русских Витязей» (1991)Су-27 «Русских Витязей» (1991)
Общие сведения
Дата 12 декабря 1995 года
Время 06:23 MSK
Характер Столкновение с горой, полное разрушение
Причина Ошибка командира группы в условиях плохой видимости
Место Вьетнам в 25 км от авиабазы Камрань (Вьетнам)
Погибшие 4 (1+1+2)
Воздушное судно
Модель Су-27
Авиакомпания Россия «Русские Витязи»
Принадлежность Россия ВВС России
Пункт вылета Малайзия Лангкави (Малайзия)
Пункт назначения Вьетнам Камрань (Вьетнам)
Бортовой номер 07
Экипаж 1
Погибшие 1
Второе воздушное судно
Модель Су-27
Авиакомпания Россия «Русские Витязи»
Принадлежность Россия ВВС России
Пункт вылета Малайзия Лангкави (Малайзия)
Пункт назначения Вьетнам Камрань (Вьетнам)
Бортовой номер 09
Экипаж 1
Погибшие 1
Третье воздушное судно
Модель Су-27
Авиакомпания Россия «Русские Витязи»
Принадлежность Россия ВВС России
Пункт вылета Малайзия Лангкави (Малайзия)
Пункт назначения Вьетнам Камрань (Вьетнам)
Бортовой номер 19
Экипаж 2
Погибшие 2

Катастрофа трёх Су-27 под Камраньюавиационная катастрофа, произошедшая во вторник 12 декабря 1995 года, когда в 06:23 MSK при заходе на посадку в условиях плохой видимости три истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи» врезались в гору в 25 километрах от авиабазы Камрань (Вьетнам).

Погибли четверо лётчиков: 32-летний гвардии подполковник Николай Алексеевич Гречанов[1], 38-летний гвардии полковник Борис Михайлович Григорьев[2], 34-летний гвардии подполковник Николай Викторович Кордюков[3] и 35-летний гвардии подполковник Александр Викторович Сыровой[4].

Катастрофа

Внешние изображения
Этот снимок самолётного строя сделал лётчик из группы «Русские Витязи» Владимир Ковальский за 20 минут до катастрофы

На малайзийском острове Лангкави прошло авиашоу (международная выставка вооружений «Лима-95» — LIMA (Langkawi International Maritime and Aerospace Exhibition)[5]), в котором приняла участие элитная пилотажная группа «Русские Витязи». Обратно они возвращались группой в составе транспортного самолёта Ил-76 (им пилотировал начальник 1338-го Испытательного центра 929-го Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации Владимир Гребенников, ведущий группы) и пяти истребителей СУ-27 (два из них — двухместные «спарки»). Два истребителя шли слева от Ил-76 на 2-3 метра выше; три — справа и настолько же ниже.

В приговоре военного суда от 13 марта 1998 года ситуация изложена следующим образом:

…ведомая Гребенниковым группа производила снижение в плотном полётном порядке самолётов в облаках с ограниченными условиями видимости в опасной близости с гористым рельефом местности. В 6 часов 22 минуты 30 секунд (по московскому времени) при выполнении четвёртого разворота на барометрической высоте 600 метров в кабине лётчиков самолёта Ил-76 сработала световая и звуковая сигнализация, предупреждающая об опасном сближении воздушного судна с рельефом местности «ССОС»… Гребенников не доложил руководителю полётов о происходящем на борту, необходимых действий по предотвращению уменьшения истинной высоты полёта не принял и команды ведомым о наборе высоты не подал. В результате… в течение 25 секунд при работе сигнализации «ССОС» истинная высота полёта самолёта Ил-76 уменьшилась до 32 метров, что при наличии правого крена в построении авиагруппы в 6 часов 22 мин. 55 сек. привело к столкновению двух крайних правых ведомых самолётов Су-27 (б/н 07 и 09, заводские номера, соответственно, 36911031615 и 36911031716), а в 6 часов 22 мин. 59 сек. самолёта Су-27 УБ (б/н 19, заводской номер 96310413040) со склоном горы (отметка 722 метров) на высоте 604 метра, находящейся на удалении 25,5 километров и азимуте 193 градуса от контрольной точки аэродрома.

Виновные

Изначально обвиняемым считался руководитель полётов авиабазы Камрань подполковник Александр Арбузов. В дальнейшем обвинения с него были сняты.

Виновным в катастрофе был признан генерал-майор авиации Владимир Гребенников; он получил 6 лет лишения свободы и был освобождён по амнистии в зале суда.

Память

Погибшие лётчики были похоронены на Никольском кладбище рядом с авиагарнизоном Кубинка[6]. На их могиле разместили мемориальную доску[5].

На месте катастрофы воздвигнут памятник[7].

Примечания

  1. Гвардии подполковник Гречанов Николай Алексеевич, 1962—1995. Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  2. Гвардии полковник Григорьев Борис Михайлович, 1957—1995. Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  3. Гвардии подполковник Кордюков Николай Викторович, 1961—1995. Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  4. Гвардии подполковник Сыровой Александр Викторович, 1960—1995. Дата обращения: 29 января 2019. Архивировано 30 января 2019 года.
  5. 5,0 5,1 Как три истребителя «Русских витязей» врезались в гору в декабре 1995 года. Рамблер/новости. Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 19 августа 2019 года.
  6. В одной эскадрилье служили друзья…. Одинцово-ИНФО. odintsovo.info (12 декабря 2005). Дата обращения: 19 августа 2019. Архивировано 22 апреля 2019 года.
  7. Во Вьетнаме, рядом с авиабазой Камрань, стоит памятник погибшим 12 декабря 1995 года четверым лётчикам элитной пилотажной группы «Русские витязи».

Литература

  • «Горькая тайна „Витязей“», «Московский Комсомолец» от 14.12.2006 Елена ПАВЛОВА // © ЗАО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ», 2006

Ссылки