Катастрофа Ил-76 под Ленинаканом (1988)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа под Ленинаканом
Ил-76М советских ВВСИл-76М советских ВВС
Общие сведения
Дата 11 декабря 1988 года
Время 06:22 МСК
Характер CFIT (врезался в гору)
Место Союз Советских Социалистических Республик в 15 км от Ленинакана (АрмССР, СССР)
Воздушное судно
Модель Ил-76М
Принадлежность Знак ВВС СССР ВВС СССР, 128 втап, Литва авиабаза Паневежис (ЛитССР)
Пункт вылета Азербайджанская Советская Социалистическая Республика Бина, Баку (АзССР)
Пункт назначения Армянская Советская Социалистическая Республика Ширак, Ленинакан (АрмССР)
Бортовой номер СССР-86732
Дата выпуска 1978 год
Пассажиры 69
Экипаж 9
Погибшие 77
Выживших 1

В воскресенье 11 декабря 1988 года под Ленинаканом при заходе на посадку потерпел катастрофу Ил-76М, в результате чего погибли 77 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа в Армении[1].

Катастрофа

Ил-76М с бортовым номером СССР-86732 (заводской — 083413388, серийный — 10-07[2]) выполнял рейс по доставке из Баку в Ленинакан военнослужащих, призванных из запаса для участия в ликвидации последствий Спитакского землетрясения. Пилотировал его экипаж из 9 человек, а всего на борту находились 69 пассажиров[3].

На посадку в высокогорный аэропорт Ленинакана самолёт заходил ночью и в сложных метеоусловиях при горизонтальной видимости 5 километров. В процессе снижения до высоты круга (1100 метров), Ил-76 врезался в гору и разрушился. В катастрофе выжил только один из пассажиров (спал в кузове груженного матрасами перевозимого автомобиля КамАЗ[4]) Фахреддин Балаев (скончался в 2011 году)[5], все остальные 77 человек погибли[3].

Причины

Официально причиной катастрофы стала неправильная установка высотомеров экипажем. Хотя диспетчер передал экипажу давление аэродрома 634 мм рт.ст. и второй пилот его записал, однако позже на высотомерах было выставлено значение 734 мм рт.ст., то есть на 100 мм выше, что привело к завышению показаний на 1100 метров. Непосредственно при столкновении с горой высотомер показывал значение 1425 метров. Основной причиной таких нарушений могла стать высокая усталость экипажа, который не успел как следует отдохнуть, так как в предыдущие сутки выполнял большое число рейсов[3].

Примечания

  1. Aircraft accident Ilyushin 76M CCCP-86732 Leninakan Airport (LWN) (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 17 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  2. Ильюшин Ил-76М Бортовой №: CCCP-86732. Russianplanes.net. Дата обращения: 17 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Катастрофа Ил-76М близ Ленинакана. war.airdisaster.ru. Дата обращения: 17 апреля 2013. Архивировано 14 марта 2013 года.
  4. Прошло 19 лет с момента катастрофы азербайджанского авиалайнера, спешившего на помощь пострадавшим от землетрясения армянам. Day.az (11 декабря 2007). Дата обращения: 17 апреля 2013. Архивировано 5 марта 2014 года.
  5. 78 şəhidə bir abidəni çox görürlər Архивная копия от 11 декабря 2018 на Wayback Machine // Müsavat, 14 декабря 2012

См. также