Катастрофа Ан-2 под Усухчаем

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 124 Аэрофлота
Гора ГестинкильГора Гестинкиль
Общие сведения
Дата 22 июня 1970 года
Характер CFIT
Причина Ошибки экипажа и служб УВД
Место Союз Советских Социалистических Республик г. Гестинкиль, близ Усухчая, Магарамкентский район (ДАССР, РСФСР, СССР)
Воздушное судно
Ан-2 компании АэрофлотАн-2 компании Аэрофлот
Модель Ан-2
Авиакомпания Азербайджанская Советская Социалистическая Республика Аэрофлот (Азербайджанское УГА, Махачкалинский ОАО)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Ахты
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Махачкала
Рейс 124
Бортовой номер СССР-42651
Дата выпуска 19 декабря 1963 года
Пассажиры 5
Экипаж 2
Погибшие 2

В понедельник 22 июня 1970 года на горе Гестинкиль в окрестностях села Усухчай (Магарамкентский район Дагестанской АССР) потерпел катастрофу Ан-2 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 2 человека.

Самолёт

Ан-2 с бортовым номером СССР-42651 (заводской — 1G41-21, номер двигателя — КЛ 8115020) был выпущен 19 декабря 1963 года. На момент катастрофы самолёт принадлежал Махачкалинскому авиаотряду Азербайджанского управления гражданской авиации и имел наработку 4882 лётных часа и 8798 посадок[1].

Катастрофа

Экипаж из 111-го лётного отряда (командир воздушного судна З.П.Кахруманов и второй пилот Л. А. Смирнов) выполнял рейсы № 123/124 из Махачкалы в Ахты, с пролётом Дербента, и обратно. Согласно выданному экипажу прогнозу погоды, на участке Дербент — Ахты ожидалась облачность 7—10 баллов слоисто-кучевая и кучево-дождевая высотой 600—800 метров, а в районе Ахты — 2—5 баллов слоисто-кучевая высотой 1000—1500 метров, при видимости более 10 километров[1].

Однако, на самом деле над Дербентом стояла кучево-дождевая облачность 10/10 баллов высотой 1200 метров, а над Ахты — слоисто-кучевая 9/9 высотой 1000 метров при видимости 12 километров. Между тем, Инструкция по проведению полётов (ИПП) для этой линии устанавливала погодный минимум по высоте облачности 2800 метров, а по горизонтальной видимости — более 10 километров. Таким образом, что по прогнозу, что по факту, погода на данном маршруте не соответствовала установленному минимуму по высоте нижней границы облачности[1].

Тем не менее, в 08:15 МСК Ан-2 вылетел из Махачкалинского аэропорта и в 09:24 приземлился в Ахты. Здесь на борт сели четыре взрослых пассажира и один ребёнок, после чего в 09:32 самолёт вылетел обратно в Махачкалу. Поднявшись до высоты 1800 метров, экипаж доложил о выходе из зоны аэропорта и закончил связь. Затем на высоте 1800—1850 метров авиалайнер влетел в разорванную облачность. Вскоре через разрывы облаков экипаж увидел под собой село Мискинджа, но принял его за Усухчай, до которого было ещё 6 километров. Имея неправильные представления о своём местонахождении, экипаж выполнил установленный ИПП поворот на курс 50—60°, после чего довернул на ОПРС Дербент и начал набирать высоту[1].

Через короткое время летящий в облаках на высоте 2150 метров Ан-2 врезался в безлесный склон (крутизна 45°) горы Гестинкиль высотой 2788 метров. От удара разрушилась правая полукоробка, двигатель был разбит, а фюзеляж деформирован. Пилотов при ударе выкинуло из кабины, при этом второй пилот получил лишь незначительные ушибы. Он оказал первую помощь остальным, после чего, по указанию командира, направился за помощью в ближайшее село — Усухчай. Узнав о происшествии, в Усухчае собралась большая группа местных жителей, которых на вертолёте Ми-4 перебросили к месту падения для быстрейшего оказания помощи пострадавшим. Этим же вертолётом пострадавших доставили в село Гапцах, где они получили первую медицинскую помощь, а затем эвакуированы в Ахты. Однако две женщины всё же умерли от полученных травм в этот период[1].

Причины

Как установила комиссия, аэропорт Ахты поначалу был закрыт из-за облачности 9 баллов. Тогда его начальник Л. Н. Перинов исправил в бланке погоды облачность с 9 на 3 балла, что позволяло открыть аэропорт. Далее эта исправленная погода была передана в аэропорты. Это преступное исправление значительно поспособствовало принятию экипажем неправильного решения на вылет при нелётном прогнозе погоды по маршруту[1].

Выводы

Главной причиной катастрофы является нарушение экипажем требований НПП ГА-66, выразившееся во входе в облачность при выполнении полёта по ПВП в горной местности и спрямлении маршрута полёта на участке Ахты — Дербент.

Способствующая причина: Выпуск самолёта из а/п Махачкала и Ахты при погоде, не соответствующей установленному минимуму.

[1]

Примечания