Катастрофа Ан-26 в Байките

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 37293 Аэрофлота
Ан-26 компании АэрофлотАн-26 компании Аэрофлот
Общие сведения
Дата 26 марта 1979 года
Время 00:56
Характер CFIT
Причина Ошибка КВС
Место Союз Советских Социалистических Республик аэропорт Байкит, Эвенкийский автономный округ, Красноярский край (РСФСР, СССР)
Координаты 61°40′10″ с. ш. 96°18′33″ в. д.HGЯO
Воздушное судно
Модель Ан-26
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Магнитогорский ОАО, Уральское УГА
Принадлежность Союз Советских Социалистических Республик МГА СССРАэрофлот»)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Северный, Красноярск
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Байкит
Рейс 37293
Бортовой номер СССР-26569
Дата выпуска 30 марта 1976 года
Пассажиры 6
Экипаж 6
Погибшие 4

Катастрофа Ан-26 в Байкитеавиационная катастрофа, произошедшая 26 марта 1979 года с самолётом Ан-26 предприятия «Аэрофлот» у аэропорта Байкит. В результате катастрофы погибли 4 человека.

Самолёт

Ан-26 с бортовым номером 26569 (заводской — 00347403) был выпущен 30 марта 1976 года и на момент катастрофы имел 4542 часа налёта и 2148 посадок[1].

Экипаж

Экипаж самолёта был из 299-го лётного отряда и имел следующий состав:

Катастрофа

Самолёт должен был выполнять грузовой рейс № 37293 из Красноярска в Байкит по доставке упакованных в ящики апельсинов общим весом 3700 килограмм. . Помимо 6 членов экипажа, на борту находились двое сопровождающих груз, а также взятых с разрешения командира экипажа четыре незаконных пассажира: два авиатехника Байкитского аэропорта, один из которых был с женой и 2-летним сыном. Согласно прогнозу, в Байките ожидалась относительно ясная погода с видимостью более 10 километров. Ночью 25 марта в 23:08 (19:08 МСК) авиалайнер вылетел из Красноярского аэропорта[1].

К прилёту Ан-26 небо над Байкитом уже было полностью затянуто средними облаками, а видимость снизилась до 6 километров, что соответствовало метеорологическому минимуму аэродрома и командира экипажа. По указанию диспетчера, экипаж осуществлял заход на посадку по магнитному курсу 240° по ОСП. Однако на предпосадочной прямой Ан-26 отклонился влево, и когда со скоростью 232 км/ч и на высоте 100—120 метров он пролетел БПРМ, диспетчер, определив визуально уклонение влево, дал команду занимать высоту 900 метров и уходить на второй круг. Экипаж подтвердил получение информации, после чего на связь больше не выходил и на вызовы не отвечал[1].

Аэропорт Байкит является горным и к западу от взлётно-посадочной полосы (ВПП) расположена сопка. В связи с этим, согласно схеме ухода на второй круг с посадочного курса 240° (с востока) при наборе высоты требуется отворот влево на курс 225°. Когда диспетчер дал указание уходить на второй круг, то штурман скомандовал: «курс 225 градусов». Но командир в ответ огрызнулся: «Подожди, закрылки ещё не убрали!». Затем штурман повторил команду, после чего второй пилот слегка повернул штурвал влево, тем самым намекая командиру, что пора отворачивать. Однако командир лишь молча посмотрел на него и не стал изменять курс[1].

В 00:56 26 марта (20:56 25 марта МСК) Ан-26, летя в темноте на высоте 160 метров относительно уровня аэродрома в 1700 метрах от торца ВПП, оказался в 20—25 метрах над поверхностью сопки (высота 410 метров над уровнем моря) и врезался в растущие на ней деревья. Потеряв от таких столкновений скорость, авиалайнер упал на землю и, промчавшись по ней, остановился в 310 метрах от точки первого столкновения с деревьями, при этом отделился центроплан, а фюзеляж разорвало на три части. В катастрофе погибли командир экипажа, два авиатехника и ребёнок. Все остальные получили различные ранения[1].

Причины

В ходе расследования выяснилось, что 42-летний командир экипажа Калугин в полётах не считался с мнением остальных членов экипажа и проявлял излишнюю самоуверенность. Больше всех он игнорировал 44-летнего второго пилота Вильданова, который за месяц до катастрофы даже просил у командира авиаэскадрильи перевести его в другой экипаж[1].

Причиной катастрофы является нарушение экипажем схемы ухода на второй круг в горном аэропорте Байкит.

Сопутствующие причины:

  • Со стороны лётной службы УрУГА — неудовлетворительная подготовка экипажа к полётам и организация работы экипажа в отрыве от базы. Подготовка к полёту проводилась в день вылета без участия специалистов. Экипаж недостаточно знал район аэропорта Байкит, поскольку не был провезён на данный аэродром.
  • Со стороны КВС – принятие решения на вылет в аэропорт Байкит без провозки, отсутствие взаимодействия с членами экипажа, замедленные действия при уходе на второй круг и нарушение схемы.
[1]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Катастрофа Ан-26 Уральского УГА в а/п Байкит. airdisaster.ru. Дата обращения: 16 мая 2013. Архивировано 22 января 2013 года.