Катастрофа Ан-24 под Пермью

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 6263 Аэрофлота
Катастрофа Ан-24 СССР-46276.jpg
Общие сведения
Дата 21 января 1973 года
Время 23:56 (21:56 МСК)
Причина столкновение в воздухе с неизвестным объектом (вероятно, радиозонд)
Место Союз Советских Социалистических Республик д. Петухово, Большесосновский район Пермской области (РСФСР, СССР)
Воздушное судно
Ан-24Б предприятия «Аэрофлот»Ан-24Б предприятия «Аэрофлот»
Модель Ан-24Б
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Краснодарский ОАО, Северо-Кавказское УГА
Принадлежность Союз Советских Социалистических Республик МГА СССРАэрофлот»)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Пашковский, Краснодар
Остановки в пути Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Гумрак, Волгоград
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Центральный, Саратов
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Казань
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Большое Савино, Пермь
Рейс 6263
Бортовой номер СССР-46276
Дата выпуска 31 августа 1967 года
Пассажиры 34
Экипаж 5
Погибшие 39 (все)

Катастрофа Ан-24 под Пермьюавиационная катастрофа, произошедшая 21 января 1973 года в Пермской области с самолётом Ан-24Б компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 39 человек.

Самолёт

Ан-24Б с бортовым номером CCCP-46276 (заводской — 77303609) был выпущен заводом Антонова 31 августа 1967 года. На момент катастрофы авиалайнер имел 10623 часа налёта и 11419 посадок[1].

Катастрофа

21 января 1973 года, в воскресенье, самолёт Ан-24Б компании Аэрофлот выполнял рейс 6263 по маршруту КраснодарВолгоградСаратовКазаньПермь. Пилотировал его экипаж из 241 лётного отряда, состоявший из командира Е. Я. Дегтярёва, второго пилота П. Р. Урюпина, штурмана К. С. Дорошкевича и бортмеханика Ю. А. Виноградова. В салоне работала стюардесса Н. А. Шинкаренко. В 20:46 МСК рейс 6263 вылетел из Казанского аэропорта и после набора высоты занял эшелон 5700 метров. На борту находились 34 пассажира: 31 взрослый и 3 ребёнка[1].

Ночное небо было покрыто слоисто-кучевыми облаками высотой 500—1900 метров с верхней кромкой 4200 метров, в которых наблюдалась слабая болтанка и слабое обледенение, а ветер на эшелоне был сильный северо-северо-восточного направления (азимут 20°). В 23:36 (21:36 МСК) экипаж связался с диспетчером на вышке Пермского аэропорта Большое Савино и доложил пролёт Ижевска. В ответ диспетчер дал указание следовать по маршруту на ДПРМ. В 23:48 самолёт находился уже в 130 километрах от аэропорта по азимуту 240°. В 23:54 передал диспетчеру о расчётном времени начала снижения, в ответ на что получил разрешение снижаться до высоты 4500 метров с докладом. Экипаж подтвердил получение информации. Эта была последняя радиопередача с самолёта, который на последующие вызовы уже не отвечал[1].

Ан-24 летел по магнитному курсу 60° на приборной скорости 350—370 км/ч, когда экипаж при выключенном автопилоте начал осуществлять снижение со средней вертикальной скоростью около 10 м/с. Авиалайнер разогнался до скорости 460 км/ч, после чего режим работы двигателей был уменьшен, а давление масла в гидросистемах снизилось с 50—55 до 30—35 кг/см¹. В это же время в 23:55:20 по неустановленным причинам самолёт стал крениться вправо, а его поступательная и вертикальная скорости начали расти. За 20—25 секунд крен достиг 90°, из-за чего подъёмная сила упала до нуля и Ан-24 начал круто снижаться, разогнавшись до приборной скорости 860 км/ч и вертикальной 200—250 м/с. На высоте 2500 метров из-за колоссальных аэродинамических перегрузок возникла сильная вибрация и начали разрушаться крыло и хвостовое оперение, но при этом экипаж не предпринимал никаких мер по предотвращению данного падения, лишь незначительно были отклонены элероны на левый крен. В 23:56:40 перевёрнутый авиалайнер с приборной скоростью свыше 860 км/ч и вертикальной 45 м/с плашмя рухнул в поле на глубокий снег (70 см)[2][1].

На следующий день в 14:00 место падения было найдено в 900 метрах северо-северо-западнее деревни Петухово (ныне не существует) Большесосновского района Пермской области в 91 километре от КТА Большое Савино по азимуту 240°. Правые и левые части крыла были обнаружены в 550—800 метрах от самолёта, части хвостового оперения — в 300—900 метрах, люк радиоотсека и отражатель антенны радиолокатора находились примерно в 2 километрах, а части обтекателя радиолокатора и куски звукоизоляционного материала — в 5 километрах от основного места падения. Некоторые выжившие после падения пассажиры скончались в первые часы среди обломков от ран и мороза. Был найден выживший пассажир, пытавшийся доползти до ближайшего дома, но по пути в больницу он умер от ран[2]. Таким образом, все 39 человек на борту самолёта погибли[1].

Причина

Согласно предварительным выводам, причиной катастрофы стал быстро развивающийся правый крен, который привёл к резкому снижению Ан-24 и увеличению скорости выше запредельной, что привело к разрушению в воздухе. Среди возможных причин возникновения крена рассматривались[1]:

  1. Столкновение в воздухе с посторонним предметом, который либо разрушил систему управления, либо оказал воздействие на экипаж.
  2. Разрушение или заклинивание в системе управления рулём высоты.
  3. Разрушение электрической системы управления элеронами.
  4. Отказ авиагоризонтов, спровоцировавший вывод самолёта на значительные углы крена при отсутствии в дальнейшем энергичных действий экипажа по выводу самолёта из крена и снижения.

Разрушение носового обтекателя вероятно произошло уже на высоте 3000 метров и его могли вызвать либо упругая деформация стыкового кольца из-за колоссальных динамических нагрузок, либо удар посторонним предметом в полёте, приведший к локальному повреждению обтекателя и дальнейшему разрушению на больших скоростях. Но однозначно установить факт того, что самолёт столкнулся с посторонним предметом было невозможно, так как при ударе о землю его конструкция полностью разрушилась[1].

По результатам расшифровки данных бортового самописца МСРП-12 и изучения обломков было установлено, что автопилот во время снижения был выключен, а отказов рулевого управления не было, как и разрушения фонаря кабины и разгерметизации самолёта. Электрические системы, пилотажно-навигационные приборы и двигатели также были исправны. Признаков взрыва или пожара эксперты не обнаружили. Состояние здоровья членов экипажа исключало возможность потери работоспособности в полёте[1].

Зато на внешней поверхности носового обтекателя было найдено отверстие 230 на 285 миллиметров, при этом соответствующий данному отверстию кусок обшивки обнаружить не удалось. Также в районе этого отверстия на внутренней части обшивки имелось ещё одно продолговатое отверстие, хотя и меньше размерами, а разрывы направлялись в разные стороны, что свидетельствовало о пробое. На внутренней части обшивки эксперты нашли следы краски оливкового цвета, а на щёчке капота двигателя были следы краски тёмно-зелёного цвета. В наружной обшивке обтекателя в краях отверстия были найдены два хлопковых волокна и мелкие волокна чёрного цвета. Министерство обороны заявило, что никаких полётов, стрельб и запусков беспилотных аппаратов в этом районе не было. По данным Гидрометеослужбы запусков метеозондов в данном районе не было, а метеозонды, запущенные в других районах, не могли оказаться в этом районе[1].

Заключение: Истинную причину катастрофы определить не представляется возможным.
Вероятной причиной катастрофы является столкновение самолёта в воздухе с посторонним предметом, который либо вызвал нарушение работоспособности системы управления, либо нарушил работоспособность экипажа.
Носовой обтекатель фюзеляжа имеет достаточную статическую и динамическую прочность и не разрушается при нагрузках, превышающих расчётные. Вероятной причиной его полного разрушения является воздействие аэродинамических нагрузок, значительно превышающих предельно допустимые, при наличии на обтекателе существенных повреждений.
Ранее имелись случаи столкновения самолётов МГА с радиозондами (последний — 23.11.71 г. с самолётом Ан-2 № 47687 Туркменского УГА, который столкнулся с радиозондом при наборе высоты после взлёта в а/п Красноводска).
Установить, какой предмет был окрашен краской, следы которой были найдены на деталях самолёта, не представляется возможным в связи с широким применением данной нитрокраски во всех отраслях народного хозяйства.

[1]

См. также

Примечания

Ссылки