Каталог кораблей

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карта гомеровской Греции

Ката́лог корабле́й (либо спи́сок корабле́й, перечень кораблей, др.-греч. νεῶν κατάλογος) — эпический перечень во второй книге («песни») «Илиады» Гомера, где перечислены отряды греческого войска, отплывшие к Трое на Троянскую войну. Занимает строки с 494 по 759. Указан вождь каждого отряда, поселения, подчинявшиеся ему (обычно с теми или иными поэтическими эпитетами), а также указано количество кораблей, потребовавшееся для перевозки воинов под стены Трои (названия кораблей при этом не приводятся). Вторая песнь «Илиады» содержит и аналогичный каталог троянцев, но более краткий.

Содержание

«Каталог кораблей» — перечисление отрядов греков, которые прибыли под стены Трои, их вождей, городов, количества кораблей на которых они прибыли и другой подобной информации. Этому предшествует совет Нестора Агамемнону построить войска соответствующим образом: «раздели ты на их племена и колена; / Пусть помогает колено колену и племени племя»[1][2].

В списке кораблей перечислено 29 отрядов под командованием 46[уточнить] вождей. Воины происходили из 164 местностей Греции (столько топонимов приведено в тексте). Всего для их перевозки потребовалось 1186 кораблей. Вся совокупность греческой армии обозначается этнонимами «ахейцы» (ахеяне), «данайцы» и «аргивяне». Этот народ делится на несколько более мелких племён: беотийцы, минийцы, фокийцы, локрийцы, абанты, афиняне, саламинцы, аргивяне (в узком смысле), микенцы, лакедемонцы, аркадцы и другие. Указание на то, сколько человек помещалось на одном корабле, даётся для беотийцев (120) и фессалийцев (50).

Несмотря на своё многообразие, «каталог кораблей» представляет единую композицию. При перечислении мест, откуда прибыли греки, автор использует множество эпитетов по типу «стадам голубиным любезные», «заветная роща» и подобные, что создаёт образ пестроты и многообразия Эллады[3].

Гегемония Имя вождя Количество кораблей и воинов
беотийцы Аркесилай, Леит, Пенелей, Профоенор, Клоний 50 кораблей со 120 воинами в каждом[4]
минийцы Аскалаф, Иалмен 30 кораблей[5]
фокейцы Схедий, Эпистроф 40 кораблей[6]
локры Аякс Оилид 40 кораблей[7]
абанты Элефенор 40 кораблей[8]
афиняне Менесфей 50 кораблей[9]
саламинцы Аякс Теламонид 12 кораблей[10]
аргосцы, тиринфцы, эпидаврцы и др. Диомед, Сфенел, Евриал 80 кораблей[11]
микенцы, коринфяне и др. Агамемнон 100 кораблей[12]
спартанцы Менелай 60 кораблей[13]
пилосцы Нестор 90 кораблей[14]
аркадцы Агапенор 60 кораблей[15]
элидцы Амфимах, Фалпий, Диор[de], Поликсен 40 (по десять за каждым из вождей) кораблей[16]
дулихийцы Мегет 40 кораблей[17]
кефалленяне Одиссей 12 кораблей[18]
этолийцы Фоант 40 кораблей[19]
коринфяне Идоменей 80 кораблей[20]
родосцы Тлеполем 9 кораблей[21]
симийцы Нирей 3 корабля[22]
несколько локаций Додеканесских островов Фидипп, Антиф 30 кораблей[23]
мирмидонцы Ахилл 50 кораблей[24]
филакийцы[de] Протесилай, Подарк 40 кораблей[25]
ферцы Евмел 11 кораблей[26]
мефонцы[en] и др. Филоктет, Медонт 7 кораблей с 50 воинов на каждом[27]
триккцы и др. Махаон, Подалирий 30 кораблей[28]
орменийцы[en] Еврипил 40 кораблей[29]
лапифы Полипет 40 кораблей[30]
энианы и перребы[en] Гуней 22 корабля[31]
магнеты[en] Профоой 40 кораблей[32]
29 отрядов 1186 кораблей

Анализ

Из песни 2 «Илиады» (перевод Н. И. Гнедича)

Рать беотийских мужей предводили на бой воеводы:
Аркесилай и Леит, Пенелей, Профоенор и Клоний.
Рать от племен, обитавших в Гирии, в камнистой Авлиде,
Схен населявших, Скол, Этеон лесисто-холмистый;
Феспии, Греи мужей и широких полей Микалесса;
Окрест Илезия живших и Гармы и окрест Эритры;
Всех обитателей Гил, Элеон, Петеон населявших;
Также Окалею, град Медеон, устроением пышный,
Копы, Эвтрез и стадам голубиным любезную Фисбу,
Град Коронею и град Галиарт на лугах многотравных;
Живших в Платее и в Глиссе тучные нивы пахавших;
Всех, населяющих град Гипофивы, прекрасный устройством;
Славный Онхест, Посейдонов алтарь и заветную рощу;
Арн, виноградом обильный, Мидею, красивую Ниссу,
И народ, наконец, населявший Анфедон предельный.
С ними неслось пятьдесят кораблей, и на каждом из оных
По сту и двадцать воинственных, юных беотян сидело…

Ещё с античности каталог кораблей является предметом дискуссии. Аристотель в «Поэтике», говоря о превосходстве Гомера над другими поэтами, писал, что автор «Илиады» вместо длинного и сложного повествования о всех событиях войны сосредоточился только на заключительной её части, но «ввёл много эпизодов, например, перечень кораблей и другие эпизоды, которыми разнообразит своё произведение»[33][2]. Филолог В. В. Файер писал, что перечень работ, касающихся разных аспектов его изучения, «уже превысил длину самого этого текста»[34]. В посвящённой структурно-сравнительному анализу сведений из второй песни «Илиады» публикации археолога, доктора исторических наук Л. С. Клейна отмечалось, что уже во II веке до н. э. древнегреческий историк Аполлодор из Артемиты написал о каталоге кораблей труд в 12 книгах[35].

Существует текстологическая точка зрения, согласно которой он является вставкой и не принадлежит тому же автору, что и остальной текст (см. гомеровский вопрос). Одни авторы предполагают, что каталог кораблей существовал уже до Гомера как часть древнейшей греческой эпической традиции, возможно, ещё микенской эпохи, другие — что он создан и вставлен в «Илиаду» уже после Гомера. Есть и аргументированная точка зрения (особенно активно развивающаяся с середины XX века), согласно которой список кораблей — не вставка, а органическая часть поэмы, играющая в ней определённую композиционную роль. Так, Н. Н. Казанский утверждает, что: «… есть основания говорить о композиционной идее, основанной на языковой метафоре: социальный порядок приходит на смену бурным разногласиям, бурные споры (народ, шумящий как море) сменяются строгим порядком каталога кораблей. <…> Перечень кораблей нужен певцу как картина стройности ахейской организации, как противовес бурным спорам, предшествующим его появлению в тексте»[36][37].

Другое направление исследований каталога кораблей — историческое: вопрос о том, насколько он отражает реальные исторические события и полисную структуру Греции позднего бронзового века. В. В. Файер в своей работе процитировал мнение филолога А. И. Зайцева, что «„Каталог кораблей“ даёт совершенно случайные количества кораблей, довольно много случайных имен героев, но содержит в большом количестве топонимы микенской эпохи, забытые в значительной части в VIII веке».

В культуре

В античные времена список кораблей имел важное значение для эллинов. Об этом свидетельствует эпизод третьей священной войны, когда Филомел обосновывал древние права фокидян на Дельфы, ссылаясь на упоминание Дельф в фокидском стане «списка кораблей». Более раннее использование каталога в качестве политического аргумента, согласно Страбону, относится к периоду борьбы за Саламин, когда Писистрата (или Солона) обвиняли в том, что он, воспользовавшись отсутствием в то время каноничной версии текста, отредактировал поэму, в частности, приписав Саламин к афинянам («писистратова редакция»).

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся…

О. Мандельштам

Каталог кораблей нашёл своё отражение в позднейшей литературе. В частности, пародия на него имеется в четвёртой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле (перечень украшений на кормах судов, собравшихся в паломническое плавание к оракулу Бутылки).

Список кораблей воспет в известном стихотворении Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Также упоминается в песне группы «Аквариум» «Северный цвет» — «Список кораблей никто не прочтёт до конца, кому это нужно — видеть там свои имена…».

Песня «Список кораблей» группы «Мельница» (альбом «Химера», 2016) разворачивает тему списка кораблей, затронутую Мандельштамом. В частности, есть прямая аллюзия к стиху «Бессонница. Гомер…», когда герой песни говорит, что он «список кораблей не раз перечитал», а сам «превысший из певцов всех стран» Гомер (по Данте) обитал в упомянутом в песне лимбе — первом круге ада.

См. также

Примечания

  1. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 362—363.
  2. 2,0 2,1 Темненко, 2011, с. 489.
  3. Темненко, 2011, с. 494.
  4. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 494—510.
  5. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 511—516.
  6. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 517—526.
  7. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 527—535.
  8. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 536—545.
  9. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 546—556.
  10. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 557—558.
  11. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 559—568.
  12. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 569—580.
  13. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 581—590.
  14. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 591—602.
  15. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 603—614.
  16. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 615—624.
  17. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 615—630.
  18. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 631—637.
  19. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 638—644.
  20. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 645—652.
  21. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 653—670.
  22. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 671—675.
  23. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 676—680.
  24. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 681—694.
  25. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 695—710.
  26. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 711—715.
  27. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 716—728.
  28. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 729—733.
  29. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 734—737.
  30. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 738—747.
  31. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 748—755.
  32. Гомер. Песнь вторая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 756—759.
  33. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории Архивная копия от 18 апреля 2015 на Wayback Machine.
  34. Композиция «Каталога Кораблей» и проблемы гомеровского эпоса Архивная копия от 18 апреля 2015 на Wayback Machine.
  35. Клейн Л. С. Каталог кораблей: структура и стратиграфия Архивная копия от 29 декабря 2021 на Wayback Machine // Stratum Plus. Вып. 3. Мельпомена археологическая — Кишинёв, 2000. — С. 17—52.
  36. Казанский Н. Н. Язык диктует // Материалы XXVI Межвузовской конференции преподавателей и аспирантов. Вып. 4. Общее языкознание — СПб.: СПбГУ, 1997, ISBN 5-288-01880-4.
  37. Темненко, 2011, с. 493.

Литература