Катаганы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Катаганы — средневековое монгольское племя, родственное роду Чингис-хана[1], в период монгольского завоевания и ассимиляции с тюркскими племенами сыграло свою роль в этногенезе современных казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков, бурят и др.

Происхождение

Монгольское племя катаган (хатагины), ведёт своё начало от Буха-Хатаги, старшего сына праматери монголов Алан-гоа. Племя катаган пришло в Мавераннахр вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло огромную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов[2].

Данные о катаганах встречаются у Рашид ад Дина в одном из его историко-этнографических трудов «Джами ат-таварих», который был написан в XIV в. В этом труде племя упоминается под именем катакин в составе племён нирун-монголов[3]

Катаганы в составе узбеков

В источниках имеются сведения, что в середине XVI в., катаганы были в числе известных узбекских племен.[4] Катаганы упоминаются в списках 92 узбекских племен.[5]

Известным выходцем из узбекского племени катаганов был историк XVI века Мухаммед Яр ибн Араб Катаган, написавший на персидском языке произведение «Мусаххир ал-билад» («Покорение стран»). В произведении повествуется история Шейбанидов.

Узбеки-катаганы, поселившиеся в Бухаре, образовали квартал Катаган в городе[6]

По историческим данным, в 40-х гг. XVII в. катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживавших в Балхе и, частично, в Кундузе. Во времена Аштарханидов район Балха был выдан катаганам в качестве улуса. В это же время катаганы формируются как сильное политическое объединение. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган, Балх и Бадахшан стал называться краем катаганов.

Катаганы в составе казахов

Согласно Тынышпаеву[7], катаганы составляли основную силу казахского хана, правителя Ташкента, Турсун-хана, который в 1628 году в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом. После этого некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шаншыкылы влилась в состав казахов Старшего жуза, другие части катаганов вошли в состав узбеков, каракалпаков и киргизов.

По сведению Абу-л-Гази-бахадур-хан в «Шаджара-йи турк ва могул» казахи-катаганы были истреблены в 1628 году вместе с убийством Турсун-Мухаммада-хана[8]. Столь легкое уничтожение племени объясняется тем что большая часть этого племени ушла в Кашгарию в конце 16 века, во времена правления в Яркенде Абд ал-Карим-хана, в результате чего оно стало малочисленным и уязвимым. Мигрировавших в Кашгарию катаганов возглавлял Султан Гази-султан, ему ханом Яркенда было пожаловано в союргал управление местностью Каргалык (между Яркендом и Хотаном)[9], в дальнейшем его потомки занимали важные государственные посты, а катаганы ассимилировались среди местных уйгуров.

Из работы Мухамеджана Тынышпаева «Киргиз-казахи в XVII и XVIII веках» (дополнение к «Материалам к истории киргиз-казакского народа»):

В 1627 году историк Абулгазы Богадурхан бежал из Хивы от брата своего Асфендиара и был принят Есымом, проживавшем в гор. Туркестане. Через три месяца после этого туда прибыл другой казахский хан (удельный) Турсун, владевший Ташкентом. Почетного беженца Есым передал Турсуну, с которым Абулгазы и переехал в Ташкент. Далее Абулгазы сообщает, что через два года Есым напал на Турсуна, «убил его и перебил катаганов»

[7]

Предания, сохранившиеся среди рода чаншклы Ташкентского уезда, говорят, что некогда их ханом был Турсун, которого убил Есым. После этого большая часть катаганов бежала в Бухару, а оставшиеся стали называться по отделению катаган «чаншклы».

[7]

Чокан Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает:

катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли.

См. также

Примечания

  1. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том 1. Книга 2. Пер. Л. А. Хетагурова. М.-Л., АН СССР. 1952, с.14
  2. Очир А. О происхождении этнических названий монголов боржигин, хатагин, элджигин и цорос // Монголо-бурятские этнонимы. УУ, 1996. С. 3-4
  3. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  4. Хафиз-и Таныш Бухари. Шараф-наме-йи шахи (Книга шахской славы). пер. М. А. Салахетдиновой Москва: Наука, 1983,с.142.
  5. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Пер. В. А. Ромодина М. 1973
  6. Сухарева О.А., Квартальная община позднефеодального города Бухары. М.,1976, с.236
  7. 7,0 7,1 7,2 Официальный сайт Мухамеджана Тынышпаева (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  8. Махмуд бен Вали http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/pred.phtml?id=1453 Архивная копия от 10 мая 2012 на Wayback Machine
  9. ШАХ-МАХМУД ИБН МИРЗА ФАЗИЛ ЧУРАС http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Curas/text4.phtml?id=9696 Архивная копия от 10 мая 2012 на Wayback Machine
  10. Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацской Орды: Собр. соч. в 5-ти т. — Алма-Ата, 1961. — Т. 1. — С. 667.
  11. Катаганы. Этнический атлас Узбекистана. Дата обращения: 24 декабря 2011. Архивировано 17 января 2012 года.

Литература

  • Рашидиддин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1—2. Кн. 1—2.
  • Абу-л Гази Бахадурхан. Шажарайи турк. Ташкент, 1992.
  • Валиханов Ч. Предания и легенды Большой киргиз-кайсацской Орды: Собр. соч. в 5-ти т. Алма-Ата, 1961. Т. 1.
  • Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков большой Орды // Живая старина. Вып. 3, 4. 1894. С. 405.
  • Гази Алим. Катаганы из узбекских племен и их язык // Илмий фикр. 1930. № 1.
  • Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казакского народа. Ташкент, 1925