Кастальский, Александр Дмитриевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Кастальский
Aleksander Dmitriyevich Kastalskiy.jpg
Основная информация
Полное имя Александр Дмитриевич Кастальский
Дата рождения 16 (28) ноября 1856(1856-11-28)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 17 декабря 1926(1926-12-17) (70 лет)
Место смерти Москва, СССР
Страна  Российская империя
 СССР
Профессии композитор, музыкальный педагог, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед

Алекса́ндр Дми́триевич Каста́льский (16 [28] ноября 1856, Москва — 17 декабря 1926, там же) — русский и советский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед. Сын Дмитрия Ивановича Кастальского.

Биография

Окончил Московскую консерваторию. Ученик П. И. Чайковского и С. И. Танеева (теоретич. предметы и композиция). С 1887 преподаватель Синодального училища, с 1910 его директор, в 1901—1910 регент Синодального хора. В 1911 году вместе с Ф. П. Степановым совершил гастроли по Европе.

В центре — Ф. П. Степанов, слева — директор синодального хора А. Д. Кастальский, справа — регент Н. М. Данилин

После революции 1917 вёл активную музыкально-просветительскую работу. С 1922 профессор Московской консерватории (12).

Духовная музыка составляет бо́льшую и лучшую часть творческого наследия Кастальского. Он сумел найти новый путь в развитии православной церковной музыки, сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в нормы церковного искусства [источник не указан 1058 дней][1]. Родившееся из церковных недр, искусство Кастальского отличалось сугубо певческим, а не инструментальным характером звуковедения и сопряжения партий, оно развивалось по законам храма, а не сцены. От роспевщиков древности Кастальский наследовал мелодику, тематику и дух их творчества, творческие принципы, основанные на нерасторжимости составных элементов храмового действа и определяющиеся задачами богослужения и церковным календарём. В обработках Кастальского знаменный распев был использован в значении музыкальной темы, подлежащей тематическому развитию, стал играть роль первоосновы музыкального языка, превратился в критерий стиля (5).

Б. В. Асафьев о Кастальском:

«В своих обработках культовых мелодий Кастальский, сперва инстинктивно, а потом глубого осознав сущность народного песенного и культового „роспевного“ искусства, стремился к тому, чтобы полифоническая ткань образовывалась из мелодического (горизонтального) поступательного и дыханием обусловленного движения. Живое звучание, а не механическая подстановка средних голосов в пространство между верхним и нижним голосом организует его музыку. Функции мелодические, а не гармонические представляют все голосоведение. Вокальная динамика управляет звучностью и приёмами формирования. <…> на Кастальского склонны были смотреть в кругах музыкантов, веровавших в незыблемые схемы немецкого хорального голосоведения, как на чудака и малокультурного композитора. Истина оказалась на его стороне, независимо от всего, благодаря конкретному факту: звучность его хоров всегда была лучше звучности хоровых произведений его отрицателей. Голосоведение же — вокально осмысленнее. Когда же из искусства Кастальского выросли великолепные циклические хоровые композиции Рахманинова („Литургия“ и особенно „Всенощная“), то сомнений уже не могло быть. Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы» (2, 16).

Ещё одна цитата из Асафьева:

«Каждое хоровое произведение Кастальского — это новая гамма звуко-света и звуко-тени, новый „тон“ — мягкий или мужественно-сильный, полный нежных переходов или четких, жестких очертаний, однокрасочный или роскошно-переливчатый, палестриновски сдержанный и величественный или в характере испанской школы: страстно-порывистый, густой и сочный, но никогда — истомленный. Искусство Кастальского не знает томлений и нервных изломов. Оно насквозь оптимистично, бодро. В скорби — сурово-сдержанное, в радости — светлое и полноцветное, яркое» (1, 8).

Могила Кастальского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Почти каждое из духовных сочинений Кастальского существует в нескольких редакциях, возникновение которых обусловлено исполнительской практикой. Интерпретаторами хоров Кастальского были талантливые регенты Синодального хора — В. С. Орлов, Н. М. Данилин, Н.Голованов.

После Октябрьской революции писал музыку, посвящённую героической советской действительности, в том числе хоровые сочинения «Гимн труду» (1923), «В. И. Ленину. У гроба» (для чтеца, хора и симфонического оркестра, 1924).

Точное число работ Кастальского не установлено. В начале XX века было опубликовано и перечислено в каталоге П. И. Юргенсона 73 духовных хора. В конце XX века исследователи располагали сведениями о 136 духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.

Научный вклад

Как теоретик музыки, Кастальский специализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально — в последний, советский период своей жизни. Учёный настаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от «школьно-композиторской практики» (по-видимому, следует понимать — независима от западноевропейской, классико-романтической практики композиции), что она «покоится на других, своих основаниях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы и её богатства, и расположении голосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения»[2]. При том, что Кастальский категорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он тем не менее анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терминов западноевропейской тональной гармонии, находя в русской народной песне «мажор с повышенной IV ступенью» (вместо лидийского), «минор с низкой II ступенью» (вместо фригийского) и т. п. Своё представление о «народной» музыкальной системе Кастальский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса «русской гармонии на народно-национальной основе».

Примечания

  1. Зверева С. Г. А. Д. Кастальский // История русской музыки: в 10-ти т. Том 10 А. — М.: Музыка, 1997. — С. 274—306 — ISBN 5-7140-0646-1
  2. Цит. по: Кастальский А. Д. Особенности народно-русской музыкальной системы. М., 1961, с.5.

Память

Имя А. Д. Кастальского носит Московский мужской камерный хор «Кастальский» Архивная копия от 10 мая 2017 на Wayback Machine. Коллектив в 2004 году создал Алексей Рудневский.

Творчество

Музыка

  • «По Грузии», 8 пьес для фортепиано на грузинские народные мелодии (1901): ноты
  • «Песни к Родине» для смешанного хора (1901—1903): партитура
  • «Литургия св. Иоанна Златоуста. Избранные песнопения для женского хора» (1905)
  • «Из минувших веков. Опыт музыкальных реставраций» для фортепиано (1906—1914): тетрадь 1-я (Китай. Индия. Египет), тетрадь 2-я (Иудея. Эллада. На родине ислама), тетрадь 3-я (Христиане), тетрадь 4-я (Русь. Торжище в старину на Руси)
  • «Пещное действо» для баса и смешанного хора (1909)
  • «В память 1812 года», кантата (1911)
  • «Триста лет», кантата (1912)
  • «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Ермогена к тушинским изменникам в 1609 году», кантата (1913): партитура Архивная копия от 6 апреля 2018 на Wayback Machine
  • «Братское поминовение», кантата (1915; 2-я ред.: 1916)
  • «Вечная память героям. Избранные песнопения панихиды» для смешанного хора (1917, на материале 1-й ред. «Братского поминовения»)
  • «Из патриаршего и архиерейского служения» для смешанного хора (1918)
  • «Гимн труду» для смешанного хора (1923)
  • «Деревенская симфония» для смешанного хора и оркестра (1923)
  • «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора и оркестра народных инструментов (1924)
  • «В. И. Ленину. У гроба» для чтеца, смешанного хора и оркестра (1924)

Научное наследие и критика

Литература

  • Асафьев Б. В. А. Д. Кастальский // А. Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1910.
  • Асафьев Б. В. Хоровое творчество А. Д. Кастальского // А. Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1910.
  • Асафьев Б. В. [подписано B’as]. А. Кастальский. Духовно-музыкальные сочинения: Нотография // Музыка. — 1916. — № 248.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1. — М.: «Советский композитор», 1974. — С. 5-42.
  • Зверева С. Г. Александр Кастальский: Идеи. Творчество. Судьба. — М.: Вузовская книга, 1999. — 239 с.
  • Зверева С. Г. А. Д. Кастальский // История русской музыки: в 10-ти т. Том 10 А. — М.: Музыка, 1997. — С. 274—306 — ISBN 5-7140-0646-1
  • Зверева С. Г. Кастальский // Православная энциклопедия. — М., 2013. — Т. XXXI : «Каракалла — Катехизация». — С. 581—585. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-031-8.
  • Компанейский Н. И. А. Д. Кастальский. По поводу 4-го выпуска его духовно-музыкальных сочинений // Русская музыкальная газета. — 1902. — № 13—14.
  • Липаев И. [О концерте Синодального хора] // Русская музыкальная газета. — 1898. — № 4.
  • Кастальский, Александр Дмитриевич // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 240. — ISBN 5-85270-033-9.
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. V: Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.-сост., автор вступ. статей и коммент. С. Г. Зверева. — М.: Знак, 2006. — 1030 с. Аннотация. Архивная копия от 29 мая 2007 на Wayback Machine
  • Финдейзен Н. Ф. Синодальное училище церковного пения в Москве // Русская музыкальная газета. — 1898. — № 4. — Стлб. 347—348.

Ссылки