Фридрих, Каспар Давид

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Каспар Фридрих»)
Каспар Давид Фридрих
нем. Caspar David Friedrich
Г. фон Кюгельген. Портрет Каспара Давида Фридриха. Около 1808 Холст, масло. 53,3 × 41,5 см Кунстхалле, ГамбургГ. фон Кюгельген. Портрет Каспара Давида Фридриха. Около 1808
Холст, масло. 53,3 × 41,5 см
Кунстхалле, Гамбург
Дата рождения 5 сентября 1774(1774-09-05)
Место рождения Грайфсвальд
Дата смерти 7 мая 1840(1840-05-07) (65 лет)
Место смерти Дрезден
Подданство Швеция Шведская Померания
Саксония (земля) Королевство Саксония
Жанр пейзаж
Стиль романтизм

Каспа́р Дави́д Фри́дрих (нем. Caspar David Friedrich; 5 сентября 1774, Грайфсвальд, Шведская Померания7 мая 1840, Дрезден, Королевство Саксония) — немецкий живописец и рисовальщик (в том числе акварелист). Один из ключевых европейских пейзажистов XIX века, крупнейший представитель раннего немецкого романтизма (наряду с современником Филиппом Отто Рунге), лидер кружка так называемых дрезденских романтиков[1]:442—443[2]. Член Прусской (с 1810) и Дрезденской академий художеств (с 1818).

Биография

Автопортрет. Около 1800
Бумага, чёрный мел. 42 × 27,6 см
Государственный музей искусств, Копенгаген

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года в семье мыловара Адольфа Готлиба Фридриха и его жены Софии Доротеи в университетском городке Грайфсвальд на балтийском берегу Шведской Померании[3]. Был шестым из десяти детей, воспитывался в строгих лютеранских устоях. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 году от тифа умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат[4].

В 1790 году получил первые уроки рисования. Через своего учителя познакомился с теологом Людвигом Козегартеном и творчеством живописца Адама Эльсхаймера, что оказало на него существенное влияние. Также обучался литературе и эстетике у Томаса Турильда.

Портрет Каспара Давида Фридриха работы Каролины Бардуа, 1810

В 1794—1798 годах Фридрих обучался изобразительному искусству в престижной Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене, где занимался у Кристиана Августа Лоренцена и Енса Юля. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене в 1798 году, создавая гравюры, офорты и ксилографию[5].

Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским (оказывавшим ему поддержку, как и еще один российский источник — великий князь Николай Павлович, посетивший его студию в 1820); был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.

Крест в горах (Дечинский алтарь). 1808
Северный Ледовитый океан. 1822—1824

В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море[6]; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; также посещал Богемию и горы Крконоше в частности; часто бывал в родном Грайфсвальде.

До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 году к живописцу пришёл публичный успех (ещё в 1805 году он победил на конкурсе «Друг искусства», организованном Иоганном Вольфгангом Гёте). Великий немецкий поэт по достоинству оценил его творчество и ввёл в художественные круги Германии[7].

Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807); «Теченский алтарь», или «Крест в горах», 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея; «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург; «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.

Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешённо созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчёркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчёркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.

Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов». Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее. Один из характерных для Фридриха приёмов — приём перенесения зрителя в пространство картины. Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную «точку вхождения» в бесконечный мир.

В своём программном произведении «Этапы жизни» (Die Lebensstufen) Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии. Другая из наиболее популярных его картин, известная как «Крушение надежды», создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Среди других известных картин мастера — «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков «Французский стрелок в еловом лесу», 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).

С 1824 года был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчёркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

В 1835 году художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Он скончался в бедности в Дрездене, практически забытый в художественных кругах и оставленный даже своими учениками. Его творчество вновь было открыто в 1890-е годы, когда его стал популяризировать норвежский искусствовед Андреас Ауберт. На определённый период забытое искусство Фридриха вновь привлекло внимание в XX веке, начиная с эпохи сюрреализма. Предпринимались попытки обоснования роли Фридриха в возникновении абстрактной живописи. Франческо Арканджелли находил общие позиции в планировке картин немецкого художника и Пита Мондриана, а Роберт Розенблюм сравнивал «Монаха на берегу» Фридриха и «Зелёное на синем» (1956) Марко Ротко[8].

Произведения

  • «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;
  • «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;
  • «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;
  • «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.
  • «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;
  • «Монастырское кладбище под снегом»,
  • «Гибель „Надежды“ во льдах»,

Публикации на русском языке

  • [Стихотворения]/ Пер. С. Аверинцева // Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература,1985, с. 250.

Примечания

  1. Rauch A. Neoclassicism and the Romantic Movement : Painting in Europe between two Revolutions / Alexander Rauch // Neoclassicism and the Romanticism : Architecture, Sculpture, Painting, Drawings, 1750-1848 : [англ.] / edited by Rolf Toman. — Cologne : Ullmann & Könemann ; Princes Risborough : J. Wilson, 2000. — P. 318–479. — 520 p. — ISBN 978-3-8331-3556-9. — OCLC 1319409638.
  2. Власов В. Г. Дрезденские романтики // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2005. — Т. III : Г—3. — С. 522—525. — 743, [1] с. : ил. — 3000 экз. — ISBN 5-352-01119-4. — ISBN 5-352-01516-5 (т. III).
  3. Дюпети, 2003, с. 3.
  4. Федотова, 2002, с. 5.
  5. Дзери, 2004, с. 2.
  6. Федотова, 2002, с. 13.
  7. Дюпети, 2003, с. 6.
  8. Дзери, 2004, с. 42.

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Азадовский К. М. Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха // Проблемы романтизма : сб. статей / Сост. А. М. Гуревич. — М. : Искусство, 1971. — Вып. 2.
  • Тарасов Ю. А. Из истории немецкого романтизма : Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге / Ю. А. Тарасов ; Санкт-Петербургский гос. ун-т.. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. — 238, [1] с., [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр. — 300 экз. — ISBN 5-288-03864-3.
  • Ходаковский Е. В. Каспар Давид Фридрих и архитектура : монография / Е. В. Ходаковский. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. — 120 с. : портр., цв. ил. — ISBN 5-86007-381-X.
  • Börsch-Supan H. Caspar David Friedrich : [нем.] / Helmut Börsch-Supan. — 5., überarb. Aufl. — München ; Berlin [u.a.] : Prestel. — 207 S. : überw. Ill. — ISBN 3-7913-3333-X.
  • Busch W. Caspar David Friedrich : Ästhetik und Religion : [нем.] / Werner Busch. — München : Beck, 2003. — 222 S. : Ill., graph. Darst. — ISBN 3-406-50308-X.
Каталоги выставок
  • Rewald S. The Romantic Vision of Caspar David Friedrich : Paintings and Drawings from the USSR : [англ.] : exhibition, held at The Art Institute of Chicago from November 1, 1990, to January 6, 1991, and at The Metropolitan Museum of Art from January 23, 1991, to March 31, 1991 / essays by Robert Rosenblum and Boris I. Asvarishch; edited by Sabine Rewald. — New York : Metropolitan Museum of Art, distr. by H. N. Abrams, 1990. — 122 p. — ISBN 0-87099-603-7. — ISBN 0-8109-6402-3. — LCCN 90-13402.
Альбомы
  • Вольф Н. Каспар Давид Фридрих. 1774—1840 : Художник спокойствия / Норберт Вольф. — М. : Арт-родник, 2006. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0197-0.
  • Дзери Ф. Фридрих : Путник над морем тумана / Федерико Дзери ; пер. с ит. Е. Суржанинова. — М. : Белый город, 2004. — 48 с. — (Сто великих картин). — ISBN 5-7793-0387-8.
  • Дюпети М. Каспар Давид Фридрих / Марк Дюпети. — Киев : Иглмосс Юкрейн, 2003. — 32 с.
  • Федотова Е. Д. Каспар Давид Фридрих / автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2002. — 64 с. : цв. ил. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0502-1.
  • Sumowski W. Caspar David Friedrich-Studien : [нем.] / von Werner Sumowski. — Wiesbaden : Steiner, 1970. — X, 289 S. : 77 Bl. Ill.
Словари и энциклопедии
Справочные указатели
  • Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 127–128. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Ссылки