Каршеринг
Каршеринг (англ. carsharing) — совместное использование автомобиля. Это способ аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц (на любой срок и расстояние поездки — по договоренности). Такая модель аренды автомобилей удобна для периодического пользования автотранспортным средством или в случае, когда необходим автомобиль, отличный от марки, типа кузова и грузоподъемности от обычно используемого. Прокат автомобилей является одним из глобальных направлений развития экономики совместной эксплуатации (Sharing Economy), когда население отказывается от приобретения благ в собственность, дабы не нести ответственность и затраты, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление[1]. Услуги проката автомобилей доступны в более чем 1000 городах в десятках стран мира.
История
Одним из первых городов в мире, где автомобили начали сдавать на прокат, был Цюрих в 1948 году. Постепенно началось развитие аренды автомобилей по всему миру и своего пика она достигла в 1960-е годы.
3 апреля 1956 года было издано постановление ЦК КПСС «Об упорядочении использования легковых автомобилей в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в учреждениях г. Москве» создавшее предпосылки для возникновения автопроката[2].
Первой в СССР услуги аренды автомобилей начала предоставлять Автобаза №12 в Москве. Это произошло в июле 1956 года, услуга называлась «Прокат автомобиля без шофёра» и в первый год работы клиентам были доступны 80 автомобилей марок «Москвич-407», «Победа» и «Волга»[3].
Никита Хрущёв считал, что аренда автомобилей позволяет снизить их количество в крупных городах в 10-15 раз. Что в свою очередь должно снизить транспортную нагрузку на город и улучшить экологию[4]. В марте 1959 года прокат аналогичный московскому был открыт в Свердловске с автопарком в 20 автомобилей «Волга». В сентябре 1959 года генеральный секретарь заявил выступая на пленуме во Владивостоке:
Легковые автомобили будут использоваться у нас более рационально, чем это делают американцы: у нас будут всё более широко развиваться общие таксомоторные парки, из которых люди будут брать машины для необходимых поездок. Зачем человеку ломать голову над тем, где поставить машину, зачем ему возиться с ней? Такой порядок лучше будет удовлетворять запросы людей, отвечать интересам как общества в целом, так и каждого гражданина в отдельности. [5]
В ноябре 1959 года свердловский парк автопроката был расширен и в нём появились автомобили «Победа» и внедорожники «Козлик». К 1962 году услуга автопроката стала массовой т.к. действовала в 40 городах СССР[3].
Прокат автомобилей в Москве был наиболее свободным, в других городах СССР регламентация аренды автомобилей находилась в ведении местных советов. В общем случае, для получения услуги необходимо было обратиться в местный туристический клуб, где можно было, даже не являясь членом этого клуба взять автомобиль в прокат. Срок аренды мог составлять от нескольких часов до двух месяцев[3].
К концу 60-х годов пункты проката перешли из подчинения местных органов в новообразованное 23 июля 1969 года Министерство автомобильного транспорта РСФСР[6], которое взяло курс в диаметрально противоположном направлении: расширение производственной и технической базы автотранспортных предприятий, развитие автозаводов и создание массового личного автомобиля[7]. Как следствие изношенного прокатного автопарка и финансирования автопроката по остаточному принципу, к концу 70-х годов услуга аренды автомобиля в СССР перестала быть массовой и начала предоставляться только для зарубежных дипломатов[3].
Виды проката автомобилей
В целом автопрокат можно разделить на три направления:
Краткосрочная аренда
Краткосрочная аренда автомобиля предоставляет возможность окончания поездки в удобных для водителей точках и местах, обозначенных знаком парковки. Такую модель реализуют автопрокатные компании, активно развивающиеся как на мировом, так и на российском рынке. Такой вид короткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой обычно используется для коротких внутригородских поездок.
Обычно для того, чтобы воспользоваться автомобилями компании-оператора автопроката, необходимо один раз заключить договор, в котором прописаны основные нюансы предоставления сервиса, права и обязанности сторон. После этого новый пользователь автопроката получает право в любой момент воспользоваться любым свободным автомобилем данного сервиса. Технически для доступа к автомобилю может использоваться:
- Физическая карта доступа (HID, Mifare, EM-marine и так далее). Например, немецкий сервис car2go использует для этой цели обычное водительское удостоверение с RFID-меткой[8]
- Онлайн-бронирование свободных автомобилей через обозреватель. Этот способ предоставляет большинство сервисов автопроката.
- Бронирование автомобиля через приложение для смартфона. Помимо собственных приложений операторов автопроката также доступны приложения-агрегаторы независимых разработчиков.
В случае онлайн-бронирования или бронирования через приложение для смартфона пользователю обычно предоставляется 20 минут, чтобы добраться до выбранного автомобиля, в течение которых арендная плата не взимается. По истечении этого периода плата начинает взиматься по парковочному тарифу[9].
Долговременная аренда
Модель автопроката работающая аналогично краткосрочной аренде, однако автомобили при этом чаще всего находятся в частной собственности или в собственности компаний, основным видом деятельности которых не является арендная/прокатная деятельность. Аренда автомобилей от частных лиц происходит в первую очередь с помощью онлайн-платформ, агрегирующих все частные предложения на одной площадке. Данная модель проката широко распространена в США, наиболее известны на этом рынке компании TURO и GETAROUND, однако начиная с 2017 года подобные сервисы стали предлагать и российские компании[10].
По состоянию на январь 2018 года на территории РФ услуги по модели peer-to-peer предоставляют 2 компании, являющиеся онлайн-агрегаторами предложений автомобилей: Darenta (действует с 2014 года[11]) в базе — 1001 автомобиль от физических и юридических лиц; Rent A Ride (действует с апреля 2017 года[12]) в базе — 4000 автомобилей от физических и юридических лиц. В ноябре 2017 года было анонсировано появление ещё одной компании — Use My Car[13]. В декабре 2018 года появилась еще одна компания — Carenty, в базе около 500 автомобилей[14].
Совместная аренда и подписка
Модель совместного автопроката основана на понятии совместной собственности, позволяющей пользователям совместно содержать и использовать транспортное средство. Население кооперируется в группы по территориальному признаку или по интересам, приобретает в совместное пользование и эксплуатирует автомобиль либо парк разных по типу автомобилей.
По словам некоторых экспертов, жители мегаполисов всё меньше испытывают потребность в собственном автомобиле с ростом популярности системы автопроката, а также других видов аренды транспортных средств[15].
Согласно исследованию компании Frost & Sullivan, на 2011 год в Европе существует около 700 000 подписчиков на услуги автопроката. К 2020 году количество подписчиков вырастет до 15 000 000 человек, а количество доступных автомобилей — до 240 000[16].
Ряд крупных автомобильных концернов запускают собственные услуги передачи автомобилей пользователям без его приобретения в собственность. Этот сервис называют «автомобилями по подписке».
Отличия от долгосрочной аренды
- пункты выдачи и возврата открыты 24 часа в сутки, 7 дней в неделю;
- бронирование, взятие и возврат машины автоматизированы;
- машины могут быть арендованы по минутам, часам или дням;
- все клиенты имеют членские карты и были предварительно одобрены к вождению;
- большое количество пунктов выдачи и возврата автомобиля в городе, зачастую расположенных около метро и другого общественного транспорта;
- страховка, пользование городской парковкой и бензин обычно входят в стоимость аренды.
Преимущества
Автопрокат позволяет сэкономить до 70% совокупной стоимости транспорта для своих участников, так как они оплачивают только время, когда реально используют автомобиль[17]. Участники клубов автопроката отмечают 47% рост использования общественного транспорта, 10% рост количества поездок на велосипеде и 26% рост пеших прогулок. Это можно объяснять более эффективным использованием автомобиля, отказом от невынужденных поездок. Члены клубов автопроката, отказавшиеся от собственного автомобиля, используют прокатный автомобиль только тогда, когда он им действительно необходим, и чаще ходят пешком. Автопрокат также призван сделать автомобиль более доступным. Однако, как продемонстрировало исследование Института транспортных исследований Калифорнийского университета, осведомлённость об этой услуге среди лиц, не владеющих автомобилем, находится на низком уровне[18].
Недостатки
В 2018 году специалисты «Лаборатории Касперского» провели анализ 13-ти приложений по услугам автопроката. Исследование показало, что найденные уязвимости позволяют хакерам взламывать учётные записи пользователей и арендовать машину за счёт другого клиента. Также киберпреступники могут выкрасть личные данные клиентов или отследить их передвижения, узнав тем самым домашний адрес пользователя. На момент исследования подобные преступления не практиковались, однако уже тогда хакеры продавали взломанные аккаунты в приложениях для автопроката. Для изучения возможных векторов атак, в Лаборатории Касперского провели исследование приложений для автопроката и выявили, что только одна программа обладала защитой от недобросовестного клонирования. При том защита от получения прав суперпользователя (позволяющих злоумышленнику похищать персональные данные) в нём вообще отсутствовала. Эксперты отметили, что возможность взлома связана с тем, что сервисы автопроката предоставляют пользователям слишком слабые пароли и короткие коды для верификации.[19] Также в Лаборатории Касперского заявили, что приложения от американских и европейских компаний имеют более сильную защиту от атак по сравнению с российскими.[20]
Несмотря на то, что все прокатные автомобили застрахованы КАСКО, для пользователя существуют риски, связанные с выплатами при нарушении условий сервиса.
См. также
Примечания
- ↑ Как заработать на совместном потреблении вещей . RBK. Дата обращения: 12 января 2018. Архивировано 20 июля 2020 года.
- ↑ Об упорядочении использования легковых автомобилей в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в учреждениях г. Москве . Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (3 апреля 1956).
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Прокатные автомобили в СССР . Портал об оборудовании и автоматизации (5 декабря 2018).
- ↑ Нам потребуется в 10 или 15 раз меньше машин . Коммерсантъ (12 октября 2015).
- ↑ Автомобиль - массам . За рулём (1960).
- ↑ Постановление Совета Министров РСФСР от 23 июля 1969 года № 436 . Библиотека нормативно-правовых актов СССР (23 июля 1969).
- ↑ Трубицын Евгений Георгиевич . Герои страны (2000).
- ↑ Daimler launches car2go vehicle sharing service - Roadshow . Roadshow. Дата обращения: 16 января 2016. Архивировано 2 декабря 2020 года.
- ↑ Машина на минуту, или всё, чего вы не знали о каршеринге . Дата обращения: 1 октября 2017. Архивировано 20 июля 2020 года.
- ↑ Жизнь после UBER . RUSBASE. Дата обращения: 12 января 2018. Архивировано 12 января 2018 года.
- ↑ Какое будущее у каршеринга в Москве? | Rusbase (рус.), Rusbase. Архивировано 25 января 2018 года. Дата обращения 24 января 2018.
- ↑ Авторадио — Платные парковки избавляют водителей от машин, avtoradio.ru. Архивировано 25 января 2018 года. Дата обращения 24 января 2018.
- ↑ Сервис P2P-шеринга автомобилей UseMyCar готовится к запуску в Москве (англ.). www.gosrf.ru. Дата обращения: 24 января 2018. Архивировано 25 января 2018 года.
- ↑ В России заработал новый оператор P2P-каршеринга Carenty . Регионы России. Дата обращения: 2 февраля 2019. Архивировано 2 февраля 2019 года.
- ↑ Городские немцы отказываются от автомобилей Архивная копия от 20 мая 2013 на Wayback Machine. // За рулём.
- ↑ Growing Awareness of Peer-to-Peer Carsharing Will Boost Carsharing Rentals in Less Populated Areas in Europe, Says Frost & Sullivan . Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано 2 августа 2018 года.
- ↑ Сам себе бомбила Архивная копия от 20 июля 2020 на Wayback Machine. // Российская газета. — 3 февраля 2015.
- ↑ Peer-to-Peer Carsharing . Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано 19 января 2022 года.
- ↑ Эксперты озвучили опасности каршеринга . Дата обращения: 26 февраля 2023.
- ↑ Приложения от каршеринговых компаний позволяют угнать автомобиль . Дата обращения: 26 февраля 2023.