Каркавицас, Андреас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андреас Каркавицас
греч. Ανδρέας Καρκαβίτσας
Andreas Karkabitsas.JPG
Дата рождения 1865(1865)
Место рождения Лехена, Элида
Дата смерти 24 октября 1922(1922-10-24)
Место смерти Афины
Род деятельности писатель, прозаик
Язык произведений греческий

Андреас Каркавицас (греч. Ανδρέας Καρκαβίτσας, Лехена, Элида, 1865 — Афины, 24 октября 1922 года) — греческий писатель. Внёс значительный вклад в формирование реалистической прозы греческой литературы конца XIX— начала XX веков[1].

Биография

Андреас Каракавицас родился в 1865 году в городке Лехена в Элиде. Андреас был первым ребёнком в семье Димитриса Каркавицаса и Анны Скалца. Последовали ещё 9 детей, в числе которых Константинос Каркавицас (1871—1959), также ставший писателем. Получил начальное образование в своём городке. С 1878 года продолжил учёбу в Первой гимназии города Патры. В гимназии проявил интерес к древнегреческой мифологии и к современной греческой литературе, в особенности к поэтам Семиостровья. В 1879 году, по причине болезни, прервал учёбу на 6 месяцев. Окончил гимназию в 1882 году. В этот период начал писать свои первые стихи. В 1883 году поступил в Афинский университет, на медицинский факультет. С 1884 года начал активно заниматься писательской деятельностью. В октябре написал свой первый рассказ «Асимо». Начал писать также своего «Арматолос». В декабре подготовил к изданию свой первый поэтический сборник «Απαρχαί» («Апархе» не имеет в русском прямого соответствия. В свободном переводе означает начало, первые шаги, дебют), который однако никогда так и не был издан. Одновременно Каркавицас опубликовал свои первые фольклорные работы. В 1885 году его рассказ «Асимо» был напечатан в журнале «Эвдомада» (Неделя), что послужило поводом знакомства Каркавицаса с кругом писателей печатающихся в журнале: К. Паламасом, К. Хадзопулосом, Г. Ксенопулосом и другими. С 1887 года Каркавицас начал сотрудничать с афинской газетой «Неа-Эфимерида» («Новая газета») в качестве репортера и подписывает свои репортажи под псевдонимом Петрос Аврамис. Замужество в том же году его возлюбленной и землячки, Иоланды Василиади, потрясло Каркавицаса и отголоски этого любовного разочарования прослеживаются в его будущем рассказе «Λυγερή» (Лигери — Стройная). Перед Воскресением Христовым Каркавицас на месяц отправился в Дориду. Поездка дала ему фольклорный материал и пробудила его интерес к истории Освободительной войны 1821—1829 годов. Накануне Рождества (по новому стилю) 1888 года Каркавицас завершил учёбу в университете и получил диплом врача.

Армия

Первые 6 месяцев 1889 года Каркавицас служил военным фельдшером в одном из гарнизонов Аттики. В июне он получил звание младшего лейтенанта медицинской службы и через несколько дней был переведен на остров Керкира. В этот период он начал писать свой рассказ «Лигери» (Стройная), который с апреля 1990 год стал публиковаться в продолжениях в афинской газете «Эстиа» (Очаг). В мае 1890 года Каракавицас был переведен в гарнизон города Месолонгион и вскоре «Эстиа» стала публиковать его очерки о поездках в горы вокруг Навпакта. В январе 1891 года Каркавицас получил отпуск, которым воспользовался для получения специальности патолога. В мае Каркавицас был переведен в гарнизон города Лариса. 23 июня того же 1891 года Каркавицас был демобилизован.

Море

Первые месяцы после демобилизации Каркавицас использовал для поездок по Пелопоннесу, что дало ему материал для ряда очерков. 5 октября 1891 года Каркавицас был принят врачом на торговое судно «Афины». Впечатления Каркавицаса о его службе на море отражены в его дневнике «На Востоке и на Западе», который «Эстиа» опубликовала в 47 продолжениях, с 15 февраля по 5 апреля 1892 года. В апреле 1893 года, в своём интервью Д. Хадзопулосу, Каркавицас заявил о своём кредо в языковом вопросе:

«Из Димотики будем использовать слова понятные всем, и людям салонов и людям гор. Будем дополнять их словами Кафаревусы, которые, таким образом, будут существовать в Димотики».

В 1894 году судоходная компания которой принадлежал Афины обанкротилась. Каркавицас своими статьями пытался оказать помощь безработным морякам.

Провинциальный врач

С мая по ноябрь 1895 года Каркавицас служил врачом в селе Аблиани Эвритании. Здесь он изучает Гомера и начал писать писать своего «Попрошайку».

Одновременно Каркавицас, будучи сторонником освобождения остававшихся под османским контролем греческих земель вплоть до пределов Византийской империи, вступил в тайную организацию «Национальная Этерия», готовившую военные выступления на территории османских Крита, Эпира и Македонии.

В 1896 году «Эстиа» начала печатать «Попрошайку» в 26 продолжениях.

В сентябре 1896 года «Лигери» вышла отдельной книгой[2]. В октябре отдельной книгой вышел «Попрошайка».

Снова в армии

В конце 1896 года Каркавицас вернулся в амию и был направлен в гарнизон города Волос. В январе 1897 года Каркавицас опубликовал в поддержку движения феминизма статью «Сильный пол». В феврале того же года и с началом очередного Критского восстания, Каркавицас добровольцем вступил в экспедиционный корпус, отправленный на Крит под командованием полковника Тимолеона Вассоса. Каркавицас оставался на Крите до 11 мая 1897 года. В апреле 1898 года, под псевдонимом Петрос Аврамис, Каркавицас принял участие в литературном конкурсе «Эстии» и получил приз за рассказ «Пасха в морях». С конца апреля Каркавицас был переведен в один из гарнизонов Аттики. В конце года Каркавицас принял участие в действиях армии по возвращению Фессалии под греческий контроль. В 1899 году Каркавицас вступил в идеологический конфликт с К.Паламасом и Г.Ксенопулосом, в результате чего перестал сотрудничать с их журналом «Техни» (Искусство). В апреле 1899 года состоялось первое издание сборника его морских рассказов «Λόγια της πλώρης» (свободный перевод «Речи палубы бака»)[3]. Ядром 20 рассказов сборника стали впечатления писателя в период 1892—1893, когда он работал на пароходе «Афины». В ноябре 1900 года Каркавицас был переведен на остров Лефкас. В декабре того же года вышел сборник его 15 рассказов «Старая любовь» (здесь любовь во множественном числе). В 1902 году Каркавицас был переведен на греко-турецкую границу в Фессалии. В 1903 году Каркавицас был переведен в Афины. В греческой столице он пишет в журнале «Нумас», под псевдонимом Петрос Арамис, принимая участие в острой полемике по языковому вопросу и выступая в пользу Димотики. Одновременно он написал роман «Археолог», в котором затрагивает тему странной войны 1897 года[4]. В 1904 году Каркавицас принял участие в создании движения «Национальный язык». С 1905 года Каркавицас работает в призывных участках, что дало ему возможность, кроме Фессалии, посетить Кикладские острова. В 1908 году Каркавицас принял участие в создание «Лаографической Этерии» (Фольклорного Общества). В 1909 году, будучи на острове Скиатос по делам службы, Каркавицас познакомился с писателем Александром Пападиамантисом. В том же году Каркавицас вступил в революционный офицерский «Военный союз», руководимый полковником Николаем Зорбасом и принял участие в офицерском движении, именуемом в историографии «Революция в Гуди». В 1910 году Каркавицас принял участие в «Образовательном Обществе», вместе с Ионом Драгумисом и Лорендзосом Мавилисом. В январе 2011 года Каркавицас получил повышение по службе и был награждён серебряным крестом.

Балканские войны и Первая мировая война

С началом Балканских войн в 1912 году, Каркавицас был отправлен на Салоникский фронт, где служил в полевых хирургических операционных. С ноября 1912 по январь 1913 года, Каркавицас служил в военном госпитале македонской столицы, города Салоники. После греческих побед над болгарской армией во Второй Балканской войне, Каркавицас работал на островах Лесбосе и Хиосе. После начала Первой мировой войны, Национальный раскол 1916 года вызвал у Каркавицаса сомнения в правильности действий Э. Венизелоса. Приняв сторону монархистов, Каркавицас был арестован в Салониках сторонниками Венизелоса, а затем был переведен в тюрьму в Афины. Каркавицас был освобождён в 1917 году, но его пребывание в тюрьме и сырости способствовало появлению у него туберкулёза. Он был отправлен в туберкулёзный санаторий на горе Пенделикон у Афин. В декабре 1917 года Каркавицас был временно демобилизован по состоянию здоровья.

Последние годы

В 1918 году Каркавицас познакомился с Деспиной Сотириу, с которой сожительствовал в пригороде Афин Амарусионе. Оставаясь прикованным к постели своей болезнью, Каркавицас написал 3 учебника чтения для 3-го, 4-го и 5-го классов начальной школы. Одновременно он издал дополненный сборник рассказов «Речи палубы бака». С 1919 года греческая армия вела бои с кемалистами в ходе малоазийского похода. В сентябре 1920 года Каркавицас получил повышение и в звании главного врача вернулся в армию, но был оставлен при столичных госпиталях. В 1921 году были переизданы многие работы Каркавицаса. Одновременно вышел в свет сборник «Рассказы». В мае 1922 года Каркавицас ушёл в отставку по собственному желанию. В июне был опубликован его сборник «Рассказы о наших мόлодцах», а в июле сборник «Рассказы ранца». В августе, преданная своими союзниками по Антанте, греческая армия была вынуждена оставить не только Ионию и Смирну, но под давлением союзников была вынуждена оставить без боя и Восточную Фракию[5]. За несколько месяцев до своей смерти, Каркавицас убедился в том, что Константинополь не стал вновь греческим. Писатель умер в Амарусионе 24 октября 1922 года, от туберкулёза. По другим источникам, по причине рака гортани.

Место Каркавицаса в современной греческой литературе

Каркавицас был в греческой литературе конца XIX века одним из трёх видных представителей бытовизма, наряду с Александром Пападиамантисом и Георгием Визииносом. Одновременно он был главным представителем натурализма в греческой литературе конца XIX—начала XX веков. Примечательно, что Каркавицас, в произведениях с удивительно различной тематикой, отображает мир и язык своих героев. В «Попрошайке» он отобразил мир отсталой фессалийской деревни, с её предрассудками, свободно использует идиоматический фессалийский говор[6]. В «Речах палубы бака», по выражению Мильтиада Малакасиса, «перо Каркавицаса поднимает мир моряков на пену волны»[7]. В этом книге Каркавицаса, одной из лучших книг греческой маринистики, есть романтика и проклятие моря, уподобление нрава моря нраву женщины, сестра Александра Македонского, ставшая русалкой и топящая корабли, когда моряки отвечают ей что Александр мёртв, видение греческого моряка, что окаменевший император Константин Палеолог воскреснет, когда Константинополь вновь станет греческим, кораблекрушения, экзотика, опасный труд греческих ловцев губок в водах Северной Африки. Описывая мир греческих моряков, Каркавицас с успехом пользуется терминологией парусного и парового флота, с успехом использует идиоматический говор различных греческих островов и прибрежных регионов и специфический арго моряков. В ноябре 1922 года всего несколько недель после смерти Каркавицаса Костис Паламас один из крупнейших поэтов современной Греции писал:

«И если бы какой либо странный судья достоинств вынудил бы меня сделать выбор исключительно между Пападиамантисом и Каркавицасом, я бы встал с почтением и непокрытой головой перед первым, поцеловал бы ему руку и остановил бы свой выбор на втором»[8].

Примечания

  1. Каркавицас Андреас // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Η Λυγερή Архивная копия от 23 марта 2014 на Wayback Machine Εν Αθήναις. 1896
  3. Λόγια της Πλώρης Θαλασσινά Διηγήματα Архивная копия от 5 января 2014 на Wayback Machine, 1899.
  4. Ο Αρχαιολόγος Архивная копия от 12 апреля 2014 на Wayback Machine, Αθήναι 1904
  5. Douglas Dakin. The Unification of Greece 1770—1923. — P. 363. — ISBN 960-250-150-2.
  6. «O ζητιάνος» (Σπουδαστήριο Νέου Ελληνισμού Архивная копия от 14 марта 2014 на Wayback Machine): A´ Tο συναπάντημα Архивная копия от 23 марта 2014 на Wayback Machine
  7. Καρκαβίτσας, 2004, pp. 255-256.
  8. Καρκαβίτσας, 2004, p. 254.

Литература

  • Ανδρέας Καρκαβίτσας. Λόγια της Πλώρης. — Μοντέρνοι Καιροί, 2004. — ISBN 960-397-801-9.

Ссылки