Кара-Балта

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Кара-Балта
кирг. Кара-Балта
Флаг Герб
Флаг Герб
42°49′ с. ш. 73°51′ в. д.HGЯO
Страна  Киргизия
Область Чуйская
Район Жайылский
Глава Мэр города Джекшенов Мирлан
История и география
Основан 1825г.
Прежние названия имени Микояна, Калининское
Город с 1975
Площадь 32,1 км²
Высота центра 780 м
Часовой пояс UTC+6:00
Население
Население 48 744[1] человек (2022)
Национальности киргизы, русские и другие
Конфессии мусульмане-сунниты, православные христиане и другие
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +996 3133[2]
Почтовый индекс 722030
Автомобильный код

kara-balta.kg
Кара-Балта на карте
Кара-Балта
Кара-Балта

Кара́-Балта́ (кирг. Кара-Балта — «чёрный топор») — город в Кыргызстане, административный центр Жайылского района Чуйской области. До 1992 года был городом республиканского подчинения.

История

Уже в V—VIII веках в Чуйской долине возникли земледельческие поселения. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV до XIX века жили племена кочевников и скотоводов. После подчинения края Кокандскому ханству в начале XIX века в Чуйской долине возводится укрепление.

Наличие огромного промышленного потенциала требовало для посёлка Кара-Балта (административный центр Калининского района (ныне Жайылского района Чуйской области) статуса города.

В 1974 году первый секретарь Калининского райкома партии Чуйской области Хасан Камалович Камалов и председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям.

Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет Киргизской ССР издал указ об образовании города Кара-Балта[3].

География

Расположен у северного склона Кыргызского хребта в западной части Чуйской области, в 62 км от города Бишкек, находится в умеренном широтном поясе. Рельеф местности — спокойный, с незначительным понижением высотных отметок по направлению с юга на север. Город окаймляет река Кара-Балта.

Население

В 2009 году в городе проживало 37 800 человек. На 1 января 2022 года численность населения составляла 48 744 человек[4].


Экономика

Кара-Балта — город районного подчинения, имеющий собственные общественные учреждения и объединения, хозяйствующие субъекты, административные структуры министерств и ведомств, являющийся одним из важнейших транспортных узлов Чуйской области. В период существования СССР верхняя южная часть города была закрытым «почтовым ящиком» с несколькими засекреченными производствами, включая основное предприятие города — Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) — крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды. Эти производства расположены в специальной зоне с высококачественной промышленной инфраструктурой, жилым фондом и объектами социальной сферы в южной части города. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объёмы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени г. Кара-Балта обеспечивает 70 % промышленного выпуска Чуйской области. На территории города функционируют 32 акционерных общества, 93 ОсОО, 12 предприятий, предоставляющих услуги населению, 22 предприятия малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции, 39 кафе и столовых. Крупнейшим предприятием города является нефтеперерабатывающий завод китайской "China Petrol Company «Zhongda». Предприятие закрыто с 2019 года из-за коронавируса и судебных разбирательств.[5]

Образование

В городе имеется Пищевой техникум, филиал Кыргызского государственного технического университета, профессиональный лицей, а также медицинское училище, 13 общеобразовательных и несколько частных школ с обучением на киргизском и русском языках, имеется также сеть детских дошкольных учреждений.

Транспорт

Станция Киргизской железной дороги

Перейти к шаблону «Луговая — Рыбачье» 
Луговая — Рыбачье
 На Тараз 
3626.3
Луговая
 На Шу 
Казахская Жд (КТЖ)
Киргизская ЖД (КЖД)
3639
3639 км
3641
3641 км
3648
Муньке
3658
3658 км
3665
Мерке
3675
3675 км
3683
3683 км
3686
Чальводар
3689
Казахстан
Кыргызстан
3691
3691 км
3696
3696 км
3703
Каинды
3712
3712 км
3718
Карабалта
3731
Разъезд №141
3741
Беловодская
3751
Разъезд №142
3756
Шопоково
3758
3758 км
3760
3760 км
3767
Сокулук
3772 км
3775
Бишкек I
3778
3778 км
3780
Бишкек II
Аламедин
3787
3787 км
3788
3788 км
3790
3790 км
3792
3792 км
3794
3794 км
3796
3796 км
3799
3799 км
3801
Кант
3805
3805 км
3806
3806 км
3812
3812 км
3819
Ивановка
3833
3833 км
3838
3838 км
3840
Токмак
3848
Пост 3848 км
3852
Чимкурган
3858
3858 км
3875
Быстровка
3877
3877 км
3885
Джиль-Арык
3890
Разъезд №148
3907
3907 км
3916
3916 км
3921
3921 км
3925
Кок-Майнак
Каямат-Куркол
3948
Рыбачье

Через город проходят магистральные автотрассы Бишкек — Ташкент и Бишкек — Ош.

Внутри города функционирует семь маршрутов общественного транспорта - NN 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, представленных автобусами малой вместимости.[6]. Маршрутные автобусы работают до 18:00, предоставляя скидки пенсионерам и школьникам. Также очень популярны многочисленные частные перевозчики на легковых автомобилях выполняющие роль маршрутного такси.

Примечания

  1. 2022-жылдын 1 январына карата Кыргыз Республикасынын облустарынын, райондорунун, шаарларынын, шаар тибиндеги кыштактарынын калкынын саны, Численность населения Кыргызской Республики на 1 января 2022 года. www.stat.kg. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 13 ноября 2015 года.
  2. Кыргызстан: телефонные коды городов. www.kody.su. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 14 июня 2017 года.
  3. Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана. limon.kg. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 30 июня 2017 года.
  4. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок http://www.stat.kg/ru/statistics/naselenie/ не указан текст
  5. Tazabek.KG. Для возобновления работы НПЗ «Джунда» Минфин готов выступить поручителем, - Минэкономики — Tazabek. Tazabek.KG (25 октября 2022). Дата обращения: 31 октября 2022.
  6. Маршрутные такси г. Кара-Балта | Мэрия Кара-Балта. kara-balta.kg. Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 16 июня 2021 года.

Ссылки