Караев, Кара Абульфаз оглы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кара Караев
азерб. Qara Qarayev
Qara Qarayevin portreti.jpg
Основная информация
Место рождения Баку, Бакинский уезд, Бакинская губерния
Профессии композитор, кинокомпозитор, музыкальный педагог
Инструменты фортепиано
Награды
Кара Караев

Кара́ Абульфа́з оглы́ Кара́ев (азерб. Qara Əbülfəz oğlu Qarayev; 19181982) — советский, азербайджанский композитор, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1978), народный артист СССР (1959), академик АН Азербайджанской ССР. Лауреат Ленинской премии (1967), двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948) и Государственной премии Азербайджанской ССР (1965).

Автор трёх опер, трёх балетов и трёх симфоний, а также многочисленных произведений программной, камерной, инструментальной музыки, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Биография

Родился 5 февраля 1918 года в Баку, в семье известного врача-педиатра Абульфаза Караева.

После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории (класс фортепиано Г. Г. Шароева[az]) (1930—1935), с 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у Л. М. Рудольфа и основам народной музыки — у У. Гаджибекова[1]. К этому времени относятся его первые композиторские опыты, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства.

В 1937 году, во время обучения, принял участие в фольклорной экспедиции Научно-исследовательского музыкального кабинета, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы. Через год поступил в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А. Н. Александрова (композиция) и С. Н. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны войной. В этот период возвратился в Баку и стал художественным руководителем Азербайджанской филармонии. Занятия в консерватории возобновились в 1943 году. В 1946 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции Д. Д. Шостаковича). Дипломной работой стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.

С 1946 года преподавал в Бакинской консерватории (в 1949—1952 годах — ректор, с 1959 — профессор). Среди учеников[2] — его сын Фарадж, Ариф Мирзоев, Рауф Гаджиев, Ариф Меликов, Хаям Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Тофик Бакиханов, Владимир Шаинский, Октай Зульфугаров, Франгиз Ализаде, Мамед Кулиев, Севда Ибрагимова, Полад Бюльбюль-оглы, Азер Дадашов.

Композиторскую деятельность совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана: был художественным руководителем Бакинской филармонии (1941—1942), заведующим сектором музыки Института искусств АН Азербайджанской ССР (1948—1949).

В 1937 году стал членом Союза композиторов Азербайджанской ССР. С 1953 года — председатель, первый секретарь СК Азербайджанской ССР, с 1962 — секретарь правления Союза композиторов СССР. Член Союза кинематографистов СССР (с 1957).

Член ВКП(б) с 1949 года. Член ЦК КП Азербайджской ССР (с 1960). Депутат Верховного Совета СССР 5—10-го созывов и депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-го созыва. Академик Академии наук Азербайджанской ССР (с 1959 года). Член президиума республиканского Комитета защиты мира.

Умер 13 мая 1982 года в Москве. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

Творчество

Творческое наследие композитора охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Одним из самых примечательных произведений студенческого периода являлась фортепианная пьеса «Царскосельская статуя», написанная под впечатлением стихов А. С. Пушкина. Другим произведением, созданным в годы студенчества, стала «Песня счастья», написанная для фортепиано и симфонического оркестра. Она была посвящена 20-летию Октябрьской революции. Во время учёбы в Москве вместе с Джовдетом Гаджиевым работал над оперой «Ветен».[3][4]

Одной из важных сфер творчества композитора является музыка, написанная к фильмам и театральным постановкам. Он начал писать такую музыку в 1950-м году, и с этого времени она стала особой сферой его композиторского искусства. В Азербайджане жанр «музыка к кинофильмам» возник во многом благодаря именно ему и успешно развивался.

Уже в произведениях, относящихся к 1930—1940 годам, закладывается будущая характерная особенность творческого почерка композитора — оригинальные формы синтеза фольклора и профессионального исполнительского искусства, благодаря чему в интонационную атмосферу современности вплетался богатый опыт народной музыки.

Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние поэта Низами Гянджеви — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора. Заслуживает внимание произведение «Осень», написанное на стихи Низами Гянджеви для хора и капеллы. Также под влиянием поэта обработал для голоса и оркестра три теснифа на стихи Низами («Лейли», «Ширин», «Сарандж»).

В 1960—1970-х годах, присутствуя на премьерах своих балетов, побывал в нескольких зарубежных странах. В 1961 году в связи с исполнением Второй сюиты из балета «Тропою грома» участвовал в Первом Международном фестивале современной музыки в Лос-Анджелесе. В 1963 году Ленинградский Малый Оперный театр с постановкой «Семи красавиц» находился на гастролях в Каире, в связи с чем композитор побывал с визитом в АРЕ. В 1964 году принял участие в фестивале современной музыки «Варшавская осень». В 1966 году был избран председателем жюри Второго общесоюзного конкурса дирижёров и в составе делегации мастеров советской культуры и искусства побывал в Испании[5]. В 1969 году, в составе этой же делегации, посетил Японию. В том же году принял участие во всемирном фестивале танца, состоявшемся в Париже. На нём был представлен балет «Семь красавиц» и балетная постановка на музыку симфонической поэмы «Лейли и Меджнун». В 1973 году избирался членом жюри V Международного музыкального конкурса имени П. Чайковского, участвовал в международном конгрессе по вопросам модальной музыки в Турции.

Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль композитора тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период его творчества, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).

Автор ряда критических статей, некоторые из которых были опубликованы в Баку в 1988 году.

Основные произведения

Оперы
  • «Айна» (совместно с Д. Гаджиевым, 1941)
  • «Родина» (Vətən, совместно с Д. Гаджиевым, 1945)
  • «Нежность» (монодрама по пьесе А. Барбюса, для женского голоса и камерного оркестра, 1972).
Балеты
Музыкальная комедия (оперетта)
  • «Неистовый гасконец» (по произведениям Э. Ростана, 1973).
Вокально-симфонические сочинения
  • «Песня сердца», кантата (сл. Р. Рзы, 1938)
  • «Песня счастья», кантата (сл. М. Ражма, 1947)
  • Три ноктюрна для голоса и джазового оркестра (1958)
  • «Партия наша», кантата (сл. С. Вургуна, 1959)
  • «Знаменосец эпохи», кантата (сл. С. Вургуна, 1959)
  • «Ленин», оратория-плакат (сл. Р. Рзы, 1970)
  • «Гимн дружбы» (сл. Р. Рзы, 1972).
Камерные вокальные сочинения
  • Шесть обработок азербайджанских народных песен (1937)
  • Шесть рубаи на стихи О. Хайяма для голоса и фортепиано (1946)
  • Романсы на стихи А. Пушкина («На холмах Грузии», «Я вас любил») для голоса и фортепиано (1949)
  • Пионерская песня о мире (сл. З. Джаббарзаде, 1951)
  • Песня нефтяников моря (сл. М. Светлова, 1953).
Оркестровые сочинения
  • «Поэма радости» для фортепиано с оркестром (1937)
  • Азербайджанская сюита (1939)
  • Пассакалия и тройная фуга (1941)
  • Три симфонии («Памяти героев Великой Отечественной войны» 1943, 1946, 1965)
  • «Лейли и Меджнун», симфоническая поэма (1947)
  • Приветственный марш с фанфарами (1948)
  • Симфоническая сюита из балета «Семь красавиц» (1949)
  • Албанская рапсодия (1952)
  • Хореографические картинки (1953)
  • Сюита из музыки к фильму «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953)
  • Сюита из музыки к фильму «Вьетнам» (1955)
  • «Дон Кихот», симфонические гравюры (1960)
  • Три сюиты из музыки к фильму «Покорители моря» (1964)
  • Классическая сюита для камерного оркестра (1966)
  • Две сюиты из балета «Тропою грома» (1967)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1967).
Камерные сочинения
  • «Царскосельская статуя», фортепианная картина (1937)
  • Траурная прелюдия (1937)
  • Трёхголосная фуга (1939)
  • Три тэснифа для голоса с оркестром (1939)
  • Азербайджанская рапсодия (1940)
  • Фуга для струнного квартета (1940)
  • Два струнных квартета (1942, 1947)
  • Квартеттино для струнного квартета (1942)
  • Соната для скрипки и фортепиано (1960)
  • Две сонатины для фортепиано (1940, 1943)
  • Цикл «24 прелюдии» для фортепиано (19511963)
  • Двенадцать детских пьес (6-1950, 6-1966)
Сочинения для духового оркестра
  • Спортивная сюита (1938)
  • Азербайджанский марш (1943)
  • Марш бакинских нефтяников (1951).
Сочинения для оркестра азербайджанских народных инструментов
  • Ашугский марш (1944).
Сочинения для эстрадного оркестра
  • «Танец» (1957)
  • «Нергиз-песня» (1957)
  • Три ноктюрна для голоса и джаз-оркестра (сл. Л. Хьюза, 1958).
Сочинения для хора без сопровождения
Музыка к спектаклям драматических театров

Фильмография

Звания и награды

Увековечение памяти Кара Караева

См. также

Примечания

  1. КАРАЕВ в энциклопедии музыки. Дата обращения: 4 декабря 2013. Архивировано 14 декабря 2013 года.
  2. Советская энциклопедия, Советский композитор. Москва. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982
  3. Абезгауз И.В. „Талант, гражданственность, мастерство“ (рус.) // «Советская музыка» : журнал. — 1968. — № №2.
  4. Беляев В.Н. Очерки по истории музыки народов СССР // „Музыкальная культура Азербайджана“. — Выпуск 2. — М.: Просвещение, 1963.
  5. Qarayev Q. Yarım əsrlik yol. «Ədəbiyyat və incəsənət» qəzeti. 9 dekabr 1967-ci il.
  6. В Москве открыта памятная доска композитору Кара Караеву. Дата обращения: 18 декабря 2018. Архивировано 18 декабря 2018 года.

Источники

Кара Абульфаз оглы Караев. Сайт «Герои страны».

Библиография

  • Карагичева Л. Балеты Кара Караева. — Л.: Музгиз, 1959.
  • Карагичева Л. Кара Караев. — М.: Советский композитор, 1960.
  • Бонч-Осмоловская Е. К. Балеты Кара Караева «Семь красавиц» и «Тропою грома». — М.: Советский композитор, 1961. — 89 с.
  • Томсон Г. В. (сост.). «Тропою грома» Кара Караева. — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — 44 с. — 6000 экз.
  • Фархадова Р. Балеты Кара Караева. — Баку, 1970. — 54 с.
  • Персон Д. М. К. А. Караев. Ното-библиографический справочник. — М.: Советский композитор, 1976. — 192 с.
  • Караев К. Статьи. Письма. Высказывания. / Составитель Л. В. Карагичева. — М.: Советский композитор, 1978. — 462 с.
  • Карагичева Л. Кара Караев: личность, суждения об искусстве. — М.: Музыка, 1994.

Ссылки