Капитанская дочка (опера Кюи)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Опера
Капитанская дочка
Композитор Цезарь Кюи
Либреттист Цезарь Кюи
Источник сюжета «Капитанская дочка» Александра Пушкина
Действий IV
Первая постановка 1911
Место первой постановки Мариинский театр

«Капитанская дочка» ― опера в четырёх действиях русского композитора Цезаря Кюи, написанная в 1907―1909 годах по собственному либретто, которое является адаптацией одноимённой повести Александра Пушкина.

Постановки

Премьера оперы состоялась 14 февраля 1911 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге под управлением Эдуарда Направника. Московская премьера состоялась 17 сентября 1914 года в Театре Солодовникова с оперной труппой С. И. Зимина.

Персонажи

Действие происходит в России в 1775 году во время восстания Пугачёва.

Сюжет

Акт I

Сцена 1. Дом Гринёвых. Отец решает отправить своего семнадцатилетнего сына Петра в армию; семья прощается с ним, когда он уходит с Савельичем. Оркестровая интерлюдия представляет их путешествие, во время которого они попадают в метель и спасаются благодаря страннику.

Сцена 2. Прибыв в гостиницу, они устраиваются на ночлег. Странник и трактирщик разговаривают на особом языке. Все ложатся спать. Петру снится сон, в котором его отец лежит на кровати, а его мать и слуги вокруг. Пётр подходит к сцене и обнаруживает, что мужчина в постели не его отец, а странник, который пытается благословить его, а затем машет топором во все стороны, вызывая суматоху. Сон заканчивается после того, как кричит петух и наступает рассвет. Гости готовятся к путешествию снова. Петр отдаёт свой тулуп страннику, чтобы тот согрелся. Трое уходят.

Акт II

Сцена 3. Белогорская крепость, площадь и крыльцо комендантского дома. Жарков помогает Мироновой наматывать пряжу, мимо проходит группа солдат-инвалидов. Петр, который уже поселился в крепости, читает Швабрину любовное стихотворение, которое он написал для возлюбленной. Это приводит к спору между ними о Маше; они соглашаются на дуэль и уходят в другое место, чтобы позаботиться об этом. Инвалиды маршируют еще раз. Савельич, увидевший дуэль, пробуждает жителей. Петра доставляют на носилках без сознания в дом Миронова.

Сцена 4. Комната в доме коменданта. Пётр спит, идёт на поправку. Маша поёт ему. Он пробуждается и предлагает жениться на ней, но она обеспокоена тем, примет ли её его семья; он уверяет её, что всё будет хорошо. Савельич входит с письмом Гринева, в котором Петру отказывают в разрешении жениться на Маше. Она не может выйти замуж без согласия родителей Петра. Пётр клянется убедить своего отца.

Миронов входит, читает вслух письмо генерала. Пугачёв разграбил несколько крепостей и должен быть схвачен. Миронова рассказывает о захвате ещё одной крепости. Миронов решает, что Машу нужно отправить в безопасное место. Миронова, Жарков, Пётр, Швабрин и Миронов дают клятву сражаться до конца.

Акт III

Суд Пугачёва (1879). Картина Василия Перова

Сцена 5. Белогорская крепость (такая же обстановка, как и в сцене 3). В крепости ведутся приготовления к отражению атаки. Миронов прощается с супругой. Повстанцы нападают на крепость и захватывают её. Пугачев выходит на сцену. Миронова и Жаркова казнят путём повешения (за сценой). Пугачёв, тем не менее, узнает Петра и щадит его. Хотя люди умоляют его, Пётр отказывается целовать руку Пугачева. На сцену вбегает Миронова, оплакивающая мужа. Её забирают, чтобы убить.

Пугачёв приветствует Петра. Мужчины и женщины танцуют, а Чумаков напевает песню. Пугачёва и Петра оставляют вдвоём. Выясняется, что Пугачёв был тем странником, которому Пётр дал свой тулуп. Однако Пётр отказывается перейти на его сторону. Пугачёв остаётся один, задумывая о своей судьбе, пока Чумаков кончает свою песню.

Сцена 6. Комната в доме коменданта (такая же, как в сцене 4). Маша, запертая в комнате, теперь сирота. Швабрин входит внутрь и просит её выйти за него замуж. Она отказывается, и он выходит, но за пределами комнаты он сталкивается с Пугачёвым и Петром. Он выдумывает, что её там держат, потому что она больна, и что они женаты. Маша раскрывает правду. Пугачёв освобождает Машу. Пётр по-прежнему не может изменить присяге, однако так ил иначе благодарен Пугачёву. Он просит Пугачёва отпустить его и Машу. Пугачёв соглашается, говорит Швабрину, чтобы тот пропустил их. Оставшись вдвоём, влюбленные обсуждают свои планы. Пётр отвозит Машу в дом своих родителей. Для отца Петра будет честью иметь в своём доме дочь храброго капитана Миронова.

Акт IV

Сцена 7. Дом Гринёвых (такая же обстановка, что и в сцене 1). Маша живёт там же, но Пётр арестован. Она объясняет Гриневым, что он попал в беду только потому, что пытался защитить ее. Она отправится в Царское Село, чтобы попытаться отстоять его перед судом. Родители Петра благословляют её.

Сцена 8. Зал в Императорском дворце в Санкт-Петербурге. Придворные поют хвалу императрице. Она входит в зал и объявляет, что Пугачёв был схвачен. Маша и семья Гринёвых входят. Императрица исполняет просьбу Маши, помиловав Петра, и благословляет их супружескую жизнь, а придворные продолжают восхвалять императрицу.

Литература

  • Бернандт Г. Б. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736—1959. Москва: Советский композитор, 1962, С. 130.
  • Кюи, Ц. А. Капитанская дочка: опера в четырех действиях и восьмих картинах. Для пения с фортепиано. Москва: П. Юргенсон, 1910.
  • Назаров, А. Ф. Цезарь Антонович Кюи. М.: Музыка, 1989.

Ссылки