Кандомбле

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Религия
Общие концепции
Авраамические религии
Индийские религии
Традиционные религии Дальнего Востока
Основные понятия

Кандомбле́ (порт. Candomblé; [kɐ̃dõˈblɛ]) — афробразильская религия, в основе которой лежат африканский анимизм и поклонение духам Ориша́, связанным со стихиями, различными родами человеческой деятельности и духовными аспектами бытия.

История

Происхождение термина «кандомбле» (в португальском языке мужского рода, иногда во множественном числе порт. Candomblés) неизвестно. Предполагается, что он появился в Баие в 1-й половине XIX века относительно собраний рабов и освобождённых рабов[1], а также применительно к практике магии или колдовства[2]. Некоторые авторы предполагают, что деятельность такого рода имеет африканское происхождение. Согласно Рожеру Санси, Рамос и Родригес установили, что под термином «кандомбле» традиционных домов Баии следует понимать «религию». Дома Баии сохранили в «чистоте» африканское наследие йоруба, относительно которого большая часть синкретических культов, как, например, макумба, были магией или колдовством[3].

A. Ю. Сиим относит кандомбле к синкретическим афрохристианским культам, возникшим при симбиозе христианской культуры (католичество) с верованиями и ритуальными практиками, включающими космогонические представления, пантеон божеств и поклонение предкам африканского происхождения[4]. Формально большинство последователей кандомбле, к которым относят себя многие белые бразильцы, официально исповедуют католицизм. При этом каждому оришá — божеству африканского происхождения — соответствует католический святой[5]. Тем не менее, в настоящее время наблюдается активное продвижение «языческой» составляющей, а в некоторых случаях — даже африканский пуризм[6]. Согласно A. Ю. Сиим, сами последователи и исследователи считают кандомбле не религией, а культом, точнее — культом предков[7][6].

Зародился в городах Салвадор и Кашуэйра, когда они являлись крупными центрами работорговли. Развивался порабощенными африканскими жрецами, привезенными вместе с их языком, культурой и традициями, между 1549 и 1888 годами. Наиболее распространён в Бразилии, особенно в регионах с большим числом темнокожего населения (в частности, штат Баия), однако последователи этой религии есть и в других американских странах, включая Аргентину, Уругвай, Колумбию, и даже в Европе, в Португалии, Испании, Германии и т. д.[8]. Насчитывает около 2 миллионов последователей[9].

В 1986 году в Гаване Жоржи Амаду встречался с Фиделем Кастро. Согласно мемуарам «Каботажное плавание», в их беседе обсуждалось то, что объединяет Бразилию и Кубу. Амаду обратил внимание на общие африканские корни кубинцев и бразильцев, на родственность их культурного синкретизма, на две ветви афробразильского культа йорубского происхождения, которое в Баие именуется кандомбле, а на Кубе — сантерия[10].

Описание

Йемайя, одна из духов ориша

Кандомбле был создан в Бразилии чернокожими рабами, вывезенными из Африки, и основан на следующих африканских верованиях:

Согласно A. Ю. Сиим, адепты кандомбле называют себя «народом святого» (порт. povo de santo). Культ подразделяется по региональным течениям, зависящим от имён и функций божеств пантеона, музыкального языка ритуальных барабанных ритмов и сакральных языков:

A. Ю. Сиим указывает, что эти термины следует расценивать как «псевдоэтнические», поскольку самоназвания групп и языков в Бразилии и в Африке не совпадают[11].

До середины XX века религия находилась под запретом бразильских властей. Белые не имели никакого представления о культе и слышали лишь отдалённый гром барабанов. Жубиаба в романе Жоржи Амаду говорил, что у белых глаз милосердия закрыт. Полиция преследовала адептов культа, наиболее активных сажала в тюрьму, изымала «орудия магии»[12]. Фактически, магия кандомбле многими воспринималась как доминирующая в городе сила, а писатели, как Маркес или Жуан ду Риу (João do Rio), утверждали что, «всеми нами управляет маг»[13].

Основной церемонией в кандомбле является ритуальный танец[ml] под аккомпанемент национальных инструментов: атабаке и кашиши. Согласно традиции, это круговой танец самба де рода (порт. Samba de roda). Когда от многочисленного повторения одних и тех же движений танцующий впадает в транс, считается, что в него вселился один из богов ориша. Последователи кандомбле верят, что таким образом можно пообщаться с богом и очистить душу.

По данным A. Ю. Сиим, в Салвадоре насчитывается около тысячи домов кандомбле, именуемых как «дом» (порт. casa), «террейру» (порт. terreiro — двор или площадка), а также «дом (присутствия позитивной духовной) энергии» (ile axe)[5]. Большая часть террейру является официально зарегистрированными религиозно-культурными организациями с собственными офисами. Наиболее авторитетные и известные из них нанесены на карту Салвадора как достопримечательности[14]. Каждый дом (террейру) возглавляется матерью святого (порт. mae de santo) или отцом святого (порт. pai de santo), где под святым понимается одно из божеств пантеона. Эти названия представляют кальку, заимствованную португальским языком из языка йоруба: «мать божества» (йоруба iyalorixa) и «отец божества» (йоруба babalorixa)[5]. Ранее в иерархии домов кандомбле положение матери святого было выше, чем отца, но в настоящее время наблюдается и обратная тенденция. Ниже их стоят «сыновья святого» (порт. filhos de santo) и «дочери святого» (порт. filhas de santo), из числа которых после смерти главного жреца (или жрицы) избирается новый глава дома[15]. Обряды происходят в террейру. Эти здания с прилегающим участком земли традиционно не имеют видимых отличий, ввиду того, что в прошлом последователи кандомбле не могли собираться открыто.

В массовой культуре

Кандомбле упоминается в романах «Маятник Фуко» Умберто Эко и «Жубиаба», «Капитаны песка», «Мёртвое море», «Лавка чудес», «Исчезновение святой», повести «Необычайная кончина Кинкаса Сгинь Вода» и новелле «Интервал для крещения Фелисио, сына Массу и Бенедиты, или Кум Огуна» Жоржи Амаду; цикле романов «Вампирские Хроники» Энн Райс, а также в фильме «Исполнитель обета» бразильского режиссёра Анселмо Дуарте по пьесе драматурга Диаша Гомеша. Макумбейро Жубиаба — заглавный персонаж «одноимённого романа» — был авторитетным целителем 1920-х годов в Салвадоре по имени Севериану Маноэл де Абреу (Severiano Manoel de Abreu)[16].

Сюжет романа Йена Макдональда «Бразилья» связан с ритуалами кандобле.

См. также

Примечания

  1. Sansi, 2009, p. 1: «parties of slaves and freed slaves».
  2. Sansi, 2009, p. 1: «порт. feitiçaria».
  3. Sansi, 2009, p. 51: «sorcery».
  4. Сиим, 2009, с. 178.
  5. 5,0 5,1 5,2 Сиим, 2009, с. 186.
  6. 6,0 6,1 Сиим, 2009, с. 183.
  7. Сиим, 2009, с. 179.
  8. Candomble - ReligionFacts. Дата обращения: 4 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  9. Candomble Архивная копия от 6 апреля 2015 на Wayback Machine // BBC
  10. Амаду Ж. Гавана, 1986 // Каботажное плаванье : Наброски воспоминаний, которые не будут написаны никогда / Жоржи Амаду ; Пер. с порт. А. С. Богдановского. — М. : Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — 5000 экз. — ISBN 5264001049.
  11. Сиим, 2009, с. 178—179.
  12. Sansi, 2009, p. 1: «weapons of sorcery».
  13. Sansi, 2009, p. 1: «we are all ruled by the sorcerer».
  14. Сиим, 2009, с. 180.
  15. Сиим, 2009, с. 187.
  16. Sansi, 2009, p. 85—86.

Литература

Научная

Публицистика