Каналетто

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каналетто
Имя при рождении Giovanni Antonio Canal
Жанр ведута
Стиль академизм/классицизм
Покровители Оуэн Суини
Джозеф Смит

Джова́нни Анто́нио Кана́ль (итал. Giovanni Antonio Canal), известный под прозванием Канале́тто (итал. Canaletto — «Маленький Каналь»; 18 октября 1697, Венеция — 19 апреля 1768, Венеция) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, мастер офорта, наиболее известный представитель венецианской ведуты — жанра западноевропейской живописи и графики, особенно популярного в Венеции XVIII века. Произведение искусства в жанре ведуты представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры. Прозвание «Каналетто», кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Беллотто, также знаменитый пейзажист.

Биография

Антонио Каналь родился 18 октября 1697 года в Венеции в богатой, но не аристократической семье художника Бернардо Каналя и Артемизии Барбьери, отсюда и его прозвание: Каналетто («маленький Каналь», то есть сын Каналя-отца). По другой версии такое прозвание художник получил из-за своего маленького роста[1].

Каналетто учился у своего отца (отец умер в 1744 году) и брата, театрального художника. Во время пребывания в Риме c 1716 года помогал отцу вместе с дядей Кристофоро оформлять сцены для двух опер Вивальди и Челлери, поставленных в римском театре Сан-Анджело. В 1719—1720 годах работал с отцом над созданием декораций для двух опер композитора Алессандро Скарлатти, которые были исполнены в Театре Капраника (Teatro Capranica) во время карнавального сезона 1720 года[2][3].

Однако вскоре Каналь, вероятно, понял, что условности сценографии мешают его природному дару. Его любовь к пейзажной живописи окрепла благодаря контактам с голландскими художниками, работавшими в Риме, в частности с Гаспаром ван Виттелем (Гаспаре Ванвителли), который ещё в 1681 году создавал топографически-точные изображения Рима и других итальянских городов.

В Риме Джованни Антонио Каналь познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого он также стал писать виды Венеции. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723)[4][2].

Важное значение для формирования индивидуального стиля живописи Каналетто имело творчество Луки Карлевариса, известного мастера-ведутиста, но непосредственно у Карлевариса он не учился[1].

В 1725 году художник Алессандро Маркезини, который приобретал картины для коллекционера произведений искусства из Лукки Стефано Конти, спросил о возможности покупки ещё двух «видов Венеции», тогда продавец убедил его рассмотреть работу «Антонио Канале… он похож на Карлевариса, но посмотрите, как сияет солнце»[5]. Среди покупателей картин молодого живописца был принц Лихтенштейна и, прежде всего, Джозеф Смит, банкир, торговец произведениями искусства, а затем английский консул в Венеции. Смит покровительствовал художникам, главным образом венецианским пейзажистам, таким как Франческо Дзуккарелли из Флоренции, венецианцу Джузеппе Зайсу а затем и Каналетто. Именно Джозеф Смит создал «рынок вкуса» к венецианской ведуте в среде британских аристократов, совершавших Гран-тур по Италии. В качестве коммерческого агента Каналетто в течение нескольких лет, примерно с 1729 по 1735 годы, Смит фактически контролировал творчество художника на пользу им обоим. Так, например, Каналетто создал серию городских видов для лорда Бедфорда в 1730—1731 годах. В 1728—1735 годах Смит организовал воспроизведение в офортах Антонио Визентини тридцати восьми живописных ведут Каналетто и их издание под названием «Город Венеция в видах знаменитого Антонио Каналя» (Urbis Venetiarum Prospectus Celebriores ex Antonii Canal). Но к 1740 году этот источник дохода стал уменьшаться: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент[6].

Смит вдохновил художника в 1746 году на поездку в Лондон. Из-за войн, потрясавших континентальную Европу, Каналетто решился переехать в Англию, где он прожил десять последующих лет[7]. С 1746 по 1756 год Каналетто жил в Лондоне (ненадолго возвращаясь в Венецию), изображая виды Темзы и английской сельской местности для герцогов Ричмонда, Бофорта, Нортумберленда и других видных заказчиков.

Пейзажи Каналетто имели большой успех в туманном Альбионе. В 1762 году Джозеф Смит продал большую часть своей коллекции, включавшую картины Каналетто, английскому королю Георгу III, который впоследствии включил их в особую Королевскую коллекцию. Король заплатил за коллекцию консула Смита из 50 картин и 142 рисунков 20 000 фунтов стерлингов[8][9].

В 1755 году художник возвратился в Венецию. Но жанр городского пейзажа в то время ещё не был окончательно признан академическим сообществом. Только после двух отказов в 1763 году Каналетто был принят в Венецианскую академию изящных искусств.

Каналетто умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции[4].

Творческий метод

В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои городские виды непосредственно с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии он стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой[10]. Пейзажи того периода отличаются детально точным изображением конкретного вида местности с определённой точки зрения[11].

Камера-обскура (лат. camera obscūra — «тёмная комната») представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Предполагается, что камеру-обскуру изобрёл архитектор и теоретик Леон Баттиста Альберти. Об этом приборе имеется упоминание в «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи. Камеру-обскуру в дальнейшем использовали многие художники. Первым для создания городских пейзажей этот прибор использовал голландский живописец Ян Вермеер Дельфтский. Камеры-обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света. Согласно традиционной точке зрения, наука перспективы, выработанная живописцами, в частности мастерами ведуты, оказала влияние на архитектуру и искусство театральной декорации. Однако, более убедительна обратная версия: о влиянии искусства архитектуры на «перспективную живопись» ведут[12].

В дальнейшем Каналетто всё более склонялся к воображаемым видам, он их называл «каприччи» (итал. capriccio — каприз, прихоть, блажь) — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. В этом жанре изображали архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. В пейзажах Каналетто граница между реальным и воображаемым никогда не была чёткой. Используя технические навыки, полученные в театре, Каналетто и при работе с камерой-обскура, он смело смешивал реальность и вымысел. Несмотря на тщательное внимание к деталям, художник собирал увиденные в натуре элементы в новое, придуманное им самим целое. Не колеблясь, он изменял архитектурную топографию и пропорции зданий, менял точки зрения, смешивая правду и вымысел. Каналетто соединял в одной композиции здания из разных городов или же реально существующие здания с никогда не построенными мостами, арками и галереями.

На предварительных натурных набросках Каналетто отмечал места наибольшей яркости, помечая качества цветовых тонов, а затем, вернувшись в мастерскую, перерабатывал такие «черновики» в картину. Он вычерчивал по линейке острым стилосом по грунту холста и по всем правилам геометрии архитектурную перспективу, после чего поверху писал свободно и раскованно, создавая с помощью мелких мазков, игру мерцающих бликов, отражений, ярких пятен одежд фигурок людей. Все эти детали обретали на его картинах собственную жизнь.

Английским клиентам, которые хотят увезти с собой память о визите в Венецию, Каналетто предлагал характерные и, одновременно, воображаемые виды, которые не содержат элементов усталости или грусти, а передают безмятежную и живую атмосферу живущих в этом городе людей. Даже в больших торжественных композициях, воспевающих славу Венеции, Каналетто не отказывается от включения в картину маленьких повседневных, причудливых и даже юмористических эпизодов и персонажей. Художник живо изображал каждый уголок Венеции и умудрялся воплотить на холсте повседневную суету: спорящих гондольеров, бродяг, толпу на площади Сан-Марко, любопытство женщин, выглядывающих с балконов, и радостные игры детей в аллеях. Однако яркий свет, пронизывающий живопись придаёт картинам Каналетто безмятежность. «Лучшие произведения Каналетто замечательны тёплым, звучным колоритом, тонкой разработкой светотени — это истинные преимущества венецианца»[13]. Картины Каналетто наполнены ощущениями света, воздуха, пространства, они «буквально дышат пространством», они «красочны, праздничны и декоративны… И в то же время картины настолько точны, что по ним можно изучать историю архитектуры»[14]. «Каналетто строит свою Венецию как задний план к комедиям Гольдони», — заметил П. Валери[15].

Летописец своего времени, Каналетто запечатлел великолепие Серениссимы («Светлейшей», эпитет города) через регаты гондол по каналам, праздничные представления, маскарады, карнавалы, официальные торжества, такие как «Обручение дожа с морем» (картина 1730 года).

Признание и критика

Каналетто получил признание благодаря своим работам, а также целому поколению талантливых художников, которые считали себя его учениками. В их числе были его племянник Бернардо Беллото, а также Франческо Гварди, Джузеппе Моретти, Микеле Мариески, Габриэле Белла, Джузеппе Бернардино Бизон[16].

Многие из картин Каналетто находятся в музеях и частных коллекциях Великобритании. Например, девятнадцать картин в собрании Уоллеса, в музее Джона Соуна в Лондоне и двадцать четыре картины в аббатстве Уоберн (Бедфордшир). Произведения Каналетто входили в коллекцию графов Карлайл, однако многие из них были потеряны во время пожара в замке Ховард в 1940 году, а оставшиеся были позднее распроданы. Другие хранятся в Музее изящных искусств в Бостоне (США), Национальной галерее искусства в Вашингтоне, в Музее венецианского сеттеченто в Ка-Реццонико в Венеции, в музее Тиссена-Борнемиса в Мадриде.

В XIX веке в связи с изменениями в эстетике и распространением романтического мировоззрения искусство классической ведуты подвергалось переоценке, а живопись Каналетто — резкой критике со стороны Джона Рёскина. О Каналетто отрицательно отзывались французские импрессионисты, в частности Клод Моне. Тем не менее, в июле 2005 года на аукционе в Сотбис в Лондоне картина "«Вид на Гранд-канал от Палаццо Бальби до Риальто», была продана за 18,6 миллионов фунтов стерлингов.

Произведения

Всего Каналетто написал около 116 картин, создал множество рисунков и офортов, которые подразделяют на следующие категории:

Пейзажи (86 произведений). Среди них:

  • Гранд-канал, вид к северо-востоку от Палаццо Бальби по направлению к мосту Риальто. 1723—1724. Холст, масло. 144 х 207 см. Музей венецианского сеттеченто в Ка-Реццонико, Венеция.
  • Гранд-канал, вид с востока на Кампо-Сан-Вио. 1723—1724. Холст, масло. 140,5 х 204,5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Исторические сюжеты и бытовые сцены. Сохранилась одна картина: Изучение рисунков. Холст, масло. 41 х 58,5 см. Берлин.

Интерьеры. Сохранились три картины этого типа:

  • Интерьер базилики. 1760. Холст, масло. 28 х 19 см. Королевская коллекция, Виндзор.
  • Вид собора Сан-Марко внутри. 1755. Холст, масло. 36,5 х 33,5 см. Королевская коллекция, Виндзор.
  • Интерьер в доме Ранелы. 1754. Холст, масло. 46 х 75,5 см. Национальная галерея, Лондон.

Рисунки и гравюры (26 произведений).

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 17 (1974) [1]
  2. 2,0 2,1 Constable W.G. Canaletto, Giovanni Antonio Canal 1697—1768. Volume One: Life and Work. — Oxford: Clarendon Press. 1962. — Р. 9. — ISBN 0198173245
  3. «Canaletto», National Gallery of Art, Washington, D.C.. Дата обращения: 5 мая 2020. Архивировано 3 февраля 2017 года.
  4. 4,0 4,1 Filippo Pedrocco. Canaletto. — Giunti Editore, 1995. — ISBN 978-88-09-76198-8.
  5. Links J.G. Canaletto and his patrons. — London: Granada Publishing/Paul Elek Ltd., 1977. — Р. 1
  6. Antonio Canaletto. Views of Venice: By Canaletto / Antonio Canaletto, Antonio Visentini. — Courier Dover Publications, 1971. — ISBN 978-0-486-22705-4.
  7. Watson F.J.B. Notes on Canaletto and His Engravers-II // The Burlington Magazine. — Vol. 92, No. 573. December 1950, p. 351. — URL: https://www.jstor.org/stable/870653?seq=1
  8. Alice Binion and Lin Barton. «Canaletto». Grove Art Online. Oxford Art Online. Oxford University Press. Web. 6 Jan. 2017
  9. Constable, William G Canaletto. Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 5 мая 2020. Архивировано 5 января 2018 года.
  10. Furness Н. Royal Collection uses infrared to prove Canaletto did not trace his drawings // The Daily Telegraph, 14 April 2017
  11. C. A. Fletcher. Flooding and Environmental Challenges for Venice and its Lagoon: State of Knowledge / C. A. Fletcher, T. Spencer. — Cambridge University Press, 14 July 2005. — ISBN 978-0-521-84046-0.
  12. Власов В. Г. Перспектива // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 333—334
  13. Лившиц Н. А. Италия // Искусство XVIII века. — М.: Искусство, 1966. — С. 181—182
  14. Власов В. Г. Каналетто, Канале, Каналь, Джованни Антонио // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 386
  15. Поль Валери об искусстве. — М.: Искусство, 1993. — С. 211
  16. Fletcher C. A., Spencer T. Flooding and Environmental Challenges for Venice and Its Lagoon. — Cambridge University Press, 2005. — 718 с. — ISBN ISBN 0-521-84046-5.

Ссылки