Камни лета

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Камни лета
башк. Йәй ташы
Йәй ташы янында.jpg
Расположение
Координаты 54°10′57″ с. ш. 56°33′22″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Регион Башкортостан
Район Гафурийский район
Камни лета (Россия)
Точка
Камни лета
Камни лета, Россия
Камни лета (Башкортостан)
Точка
Камни лета
Камни лета, Башкортостан

Камни лета (башк. Йәй ташы) — две каменные глыбы, ритуальный объект, находящийся в поле недалеко от деревни Зириково Гафурийского района Башкортостана, Россия. Один камень красноватого, другой — зеленоватого оттенка. Местное население называет камни «абий» и «бабай»[1].

Камни традиционно использовались в ритуале вызывания и прерывания дождя. В засуху камни обливали водой, чтобы вызвать осадки, в период затяжных дождей смазывали маслом, чтобы осадки прекратились.

По одному из преданий, небольшой осколок камня, принесенный домой, звенел пока его не вернули обратно. Согласно другому поверью, если случайно задеть эти валуны плугом или другим инструментом, то даже в ясную погоду появлялись тучи и начинался дождь. Если задеть специально, с целью вызвать дождь, ничего не происходило. В 60-е годы XX в. камни безуспешно пытались убрать с поля[1].

В XI веке тюркский учёный Махмуд аль-Кашгари в своём труде «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») писал о летних камнях (йәйташ): когда не было дождя, люди обливали священные камни водой, а когда дождь лил, не переставая, камни мазали маслом[2]. Обряды, связанные с поклонением летним камням (йәйташ) или дождевым камням (ямғырташ), проводили многие территориальные группы башкир. У башкир-катайцев известны ритуалы Таш майлау (смазывание, намасливание камня) и Таш йыуыу (мытье, обмывание камня), проводимые муллой. В Абзелиловском и Баймакском районах в обряде вызывания дождя использовались разноцветные камни из реки. В Хайбуллинском районе дождевыми камнями считались белые камни из р. Сакмары. Чтобы вызвать дождь их клали в воду, чтобы прекратить осадки, камни вынимали из воды и сушили. В Зианчуринском, Кугарчинском и Учалинском районах схожие функции выполняли камни из зоба птиц. Ритуалу вызывания дождя имеются параллели в мифологии многих тюркских и монгольских народов[3][4], например, у хакасов[5].

В настоящее время участок, где находятся Камни лета, не обрабатывается. Местные жители огородили их забором.

Недалеко от культового места установлена стела «Географический центр республики Башкортостан».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Стасюконис А. Каменная легенда. tourmuseum.ru (17 апреля 2009). Дата обращения: 24 июля 2020. Архивировано 1 ноября 2018 года.
  2. Искакова Л. Н. Тюркские письменные памятники VII - XI вв. и башкирская словесность: вопросы поэтики, традиции. Автореферат дис…. кандидата филологических наук. Уфа, 2007. С. 23..
  3. Хисаметдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. — С. 112—113.
  4. Хисамитдинова Ф.Ғ. Башҡорт мифологияһы. — Өфө, 2002. — С. 68—69.
  5. Бурнаков В. А. Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX-XX вв.) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 7. С. 267.

Литература

  • Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-тюрк. Словарь тюркских наречий. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. 1300 с.
  • Бурнаков В. А. Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX—XX вв.) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 7. С. 265—275.
  • Хисаметдинова Ф. Г. Мифологическая лексика башкирского языка (в этнолингвистическом освещении). Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. 400 с.
  • Хисамитдинова Ф.Ғ. Башҡорт мифологияһы: Белешмә-һүҙлек. Өфө: Ғилем, 2002. 126 б.