Кальвизий, Зет

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Зет Кальвизий
Sethus Calvisius
Имя при рождении Seth Kalwitz
Научная сфера история, теория музыки, филология, астрономия
Место работы Шульпфорта, Томаскирхе
Ученики Иоганн Липпий, Эразм Шмидт, Эрхард Боденшац

Зет Кальви́зий (лат. Sethus Calvisius, настоящее имя Зет Кальвиц, нем. Seth Kalwitz; 21 февраля 1556, Горслебен, Тюрингия — 24 ноября 1615, Лейпциг) — немецкий теоретик музыки, историк, астроном, филолог, композитор.

Очерк биографии

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил гимназию в Магдебурге в 1572 году, учился в Гельмштедтском и Лейпцигском университетах. В 1582 году стал музыкальным руководителем знаменитой гимназии Шульпфорта в Наумбурге. Помимо музыки преподавал там классические языки (латынь, греческий), иврит, общую историю («хронологию»). В 1594 году переехал в Лейпциг, где до конца жизни работал кантором церкви святого Фомы, отказываясь от предложений нескольких университетов занять кафедру математики.

Наука и творчество

Основной научный труд Кальвизия в области астрономии — хронологические таблицы, сопоставляющие по времени события из истории различных народов древности на основании сведений о более чем 300 затмениях: «Opus chronologicum…»[1] (1605).

В ходе работы над таблицами Кальвизий советовался со Ж. Ж. Скалигером, который, в свою очередь, использовал расчёты Кальвизия в своих работах[2]. К астрономическим и хронологическим наблюдениям Кальвизия имеет прямое отношение также предложенная им реформа григорианского календаря. В круг общения Кальвизия входили ведущие немецкие учёные, в том числе Иоганн Кеплер, Михаэль Преториус, Барифон, Николаус Генгенбах, Иоганн Липпий (был его учеником).

Из музыкальных трудов Кальвизия наиболее известен первый — «Мелопея» (1592), в центре которого хорошо спланированное и ясно изложенное учение о многоголосной музыкальной композиции, в латинской терминологии — musica poetica. Труд состоит из большого пролога и 21 главы, в которых сформулированы композиционные «правила» (regulae) и даны многочисленные нотные примеры, иллюстрирующие применение этих правил. Проблеме взаимодействия музыки и слова в «Мелопее» посвящена глава 18. Из авторитетов в «Мелопее» явственней всего ощущается опора на Дж. Царлино.

Научный характер имеют три поздних труда (два изданы 1600, третий — в 1611), названные автором «музыкальными упражнениями» (exercitationes musicae). Первое посвящено ладам. Второе, «О возникновении и развитии музыки» (De initio et progressu musices), представляет собой курс истории музыки и музыкальной науки — от библейской древности до Лассо (в музыке) и Царлино (в теории музыки); чаще других автор ссылается на более консервативного автора, Франкино Гафури. Третье «Упражнение», построенное в виде диспута с Ипполитом Хубмайером[3], содержит обсуждение самых разных аспектов теории музыки, от микроинтервалов (Quaestiones 15, 17, 18) и «проблемы» слога Si в звукоряде (Q. 5) до классификации видов музыки (Q. 20, 21) и музыкальной риторики (Q. 8-11).

Боцедизация

Кальвизий был адептом новой системы сольмизации, изобретателем которой считается фламандский музыкант Хуберт Вальрант. В отличие от традиционной Гвидоновой, основанной на гексахорде, сольмизации «боцедизация» (современный термин, от названия использованных слогов - bo ce di ga lo ma ni) охватывала все 7 ступеней диатонического звукоряда и таким образом делала ненужными частые (гексахордовые) мутации:

Образец боцедизации из трактата «Второе музыкальное упражнение» (1600)

Впервые Кальвизий изложил основы нового метода во втором «Упражнении» (1600), затем — во 2-м издании своего учебника ЭТМ (1612). К боцедизации ему пришлось вернуться и в третьем «Упражнении» (1611; Q. 19), отвечая на резкую критику Хубмайера.

Музыкальные сочинения

Композиторское наследие Кальвизия включает исключительно хоровую церковную музыку: гимны (на латинские и немецкие тексты), каноны, мотеты, двух- и трёхголосные учебные пьесы на 2 и 3 голоса (так называемые бицинии и трицинии)[4], четырёхголосные обработки лютеранских духовных песен («Harmonia cantionum ecclesiasticarum», 1597).

Труды

  • Мелопея, или метод создания мелодии (полное заглавие: ΜΕΛΟΠΟIΙΑ sive melodiae condendae ratio, quam vulgo Musicam Poëticam vocant, ex veris fundamentis extructa et explicata). Erfurt: Georg Baumann, 1592; R Magdeburg, 1630 (трактат издан в одном переплёте с книгой «Плеяды» Барифона). Новое издание лат. текста, рус. перевод и комментарии С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой в кн. Научный вестник Московской консерватории. 2022, № 1, с. 8–93; 2022, № 2, с. 224–315.
  • Музыкальный компендий для новичков (Compendium musicae pro incipientibus conscriptum). Leipzig, 1594; R Leipzig, 1602; новая редакция (Jena, 1612) – под названием «Новые и легчайшие наставления в музыкальном искусстве... для новичков» (Musicae artis praecepta nova et facilima [sic]... pro incipientibus conscripta)[5].
  • Два музыкальных упражнения (Exercitationes musicae duae). Leipzig, 1600; R Hildesheim: Olms, 1973:
[Первое упражнение]. О музыкальных ладах, которые обычно называют тонами, и о том, как их правильно понимать и оценивать (De modis musicis, quos vulgo tonos vocant, recte cognoscendis, et dijudicandis);
[Второе упражнение]. О возникновении и развитии музыки, и о других относящихся к ней предметах (De initio et progressu musices, aliisque rebus eo spectantibus).
  • Opus chronologicum ex autoritate potissimum sacrae scripturae et historicorum fide dignissimorum, ad motum luminarium coelestium, tempora & annos distinguentium, secundum characteres Chronologicos contextum, trecentis fere Eclipsibus annotatis confirmatum & deductum usq; ad nostra tempora. Leipzig, 1605; Frankfurt am Main, 1620.
  • Третье музыкальное упражнение. О некоторых главных вопросах в музыкальном искусстве (полное заглавие: Exercitatio musica tertia De praecipuis quibusdam in arte musica quaestionibus, quibus praecipua eius theoremata continentur; Leipzig, 1611; R Hildesheim: Olms, 1973)
  • Указатель григорианского календаря (Elenchus calendarii Gregoriani). Leipzig, 1613
  • Формула нового календаря (Formula calendarii novi). Leipzig, 1613
  • Тезаурус латинской речи (Thesaurus latini sermonis). Leipzig, 1610; ed. secunda, Quedlinburg, 1653
  • Учебный латинско-немецкий словарь (Enchiridion lexici Latino-Germanici). Leipzig, 1613; многие переиздания.

Примечания

  1. Opus chronologicum ex autoritate potissimum sacrae scripturae et historicorum fide dignissimorum, ad motum luminarium coelestium, tempora & annos distinguentium, secundum characteres Chronologicos contextum, trecentis fere Eclipsibus annotatis confirmatum & deductum usq; ad nostra tempora (недоступная ссылка), Leipzig 1605, Frankfurt am Main 1620, 1685
  2. Anthony T. Grafton. Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol. — Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
  3. Ипполит Хубмайер (Hyppolitus Hubmeier / Hubmaier; ок. 1580 — 1637) – немецкий философ, поэт, педагог. Учился в Йенском университете, ок. 1602 г. был удостоен там почётного звания «поэт-лауреат». Преподавал в гимназии в Гере (в 1611–1620 её ректор) и Кобурге.
  4. Соответственно, лат. bicinia и лат. tricinia.
  5. См. здесь и здесь Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine библиографическое описание изданий.

Литература

  • Benndorf K. Sethus Calvisius als Musiktheoretiker // Vierteljahrschift für Musikwissenschaft X (1894), SS.411-470.
  • Pietzsch G. Seth Calvisius und Johannes Kepler // Die Musikpflege, I (1930), S. 388-96.
  • Riemer O. Sethus Calvisius, der Musiker und Pädagoge’ // Die Musikpflege, III (1932), S. 449-455.
  • Robbins R. H. Beiträge zur Geschichte des Kontrapunkts von Zarlino bis Schütz. Diss. Berlin, 1938 (Kap. III. Die Kontrapunktlehre bei Sweelinck und Calvisius).
  • Dahlhaus C. Musiktheoretisches aus dem Nachlaß des Sethus Calvisius // Musikforschung 9 (1956), S. 129–139 (доступ к статье в базе JSTOR)
  • Rivera B.V. Zarlino’s approach to counterpoint modified and transmitted by Seth Calvisius // Theoria: Historical Aspects of Music Theory, IV (1989), p. 1–9.
  • Braun W. Deutsche Musiktheorie des 15. bis 17. Jahrhunderts: Von Calvisius bis Mattheson // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 8/2. Darmstadt, 1994.
  • Braun W. Calvisius // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Personenteil. Bd. 3. Mainz, 2000, Sp. 1720-1725.
  • Tempus musicae — tempus mundi. Untersuchungen zu Seth Calvisius, hrsg. v. Gesine Schröder (= Studien zur Geschichte der Musiktheorie, Band 4). Hildesheim, 2008 (сб. из 13 статей, в т.ч. Thomas Christensen. Harmonia temporis: Calvisius und die musikalische Chronologie и Andreas Meyer. Von Erfindern, Jahreszahlen und letzten Dingen. Calvisius als Historiker der Musik)
  • Jeßulat A. Calvisius // Lexikon Schriften über Musik. Bd. 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart, hrsg. v. U. Scheideler und F. Wörner. Kassel: Bärenreiter, 2017, S. 74-75.
  • Лебедев С. Н., Салтыкова А. М. «Мелопея» Кальвизия в истории музыкальной науки // Научный вестник Московской консерватории 2022, № 1, с. 9–25.

Ссылки