Калужский машиностроительный завод

Материал из энциклопедии Руниверсалис
АО «Калугапутьмаш»
Kalygapytmash.jpg
Тип акционерное общество
Год основания 1874
Прежние названия «Главные Калужские железнодорожные мастерские»
Основатели Александр II
Расположение  Россия Калуга
Ключевые фигуры Савченков Валерий Валерьевич[1]
(генеральный директор)
Отрасль машиностроение
Продукция путевые машины и гидроприводы
Материнская компания Логотип Группа Синара.png
Награды Орден Октябрьской Революции
Сайт Официальный сайт

Калу́жский завод путевых машин и гидроприводов («Калугапутьмаш») — предприятие путевого машиностроения, акционерное общество, расположенное в городе Калуге.

«Калугапутьмаш» входит в холдинг «Синара — Транспортные Машины» (Группа Синара). Специализируется на выпуске промышленных машин и оборудования для железнодорожной отрасли. Одно из старейших предприятий транспортного машиностроения России, основано в 1874 году.

История

История завода ведёт свой отсчёт с 1874 года, с момента создания в Калуге «Главных Калужских железнодорожных мастерских» Ряжско-Вяземской железной дороги.

С 1929 года завод известен как «Калужский паровозовагоноремонтный и автодрезиностроительный завод», а в 1931 году получает название «Калужский машиностроительный завод».

В 1930-е годы завод специализируется на выпуске автодрезин (например «УА») и автомотрис для магистральных железных дорог, мотовозов для промышленных предприятий, паровых катков для строительства автодорог, передвижных компрессорных и электрических станций[2].

В 1933 году на заводе спроектирован и построен первый в СССР маневровый тепловоз серии АА.

С началом Великой Отечественной войны, по решению НКО СССР, летом 1941 года завод в кратчайшие сроки эвакуирован в Красноярск, а уже в августе 1942 года, после освобождения Калуги в декабре 1941 года, на заводе возобновлено производство остро необходимых для обороны оборудования и машин.

В годы войны на заводе выпускают: дезинфекционные камеры, копры с дизель-молотами, газогенераторы, реечные и паровозные домкраты, паровые подъёмные краны на железнодорожном ходу.

В 1950-е годы завод специализируется на выпуске самоходных подбивочно-рихтовочные машин, путеукладчиков, мотовозов-электростанций, узкоколейных тепловозов ТУ2, промышленных тепловозов тепловоз ТГК, организован выпуск гидромеханических передач для подвижного состава железных дорог.

В 1960-е годы запущены в производство турботрансформаторы для буровых установок.

В 1984 году по программе СЭВа предприятие поставляет гидропередачи на завод «Вагонка-Студенка» в Чехословакии, необходимые для производства автомотрисы АЧ2[3].

В декабре 2013 года завершились переговоры о продаже 96,61 % акций предприятия группе «Синара»[4], в феврале 2014 года сделка получает одобрение Федеральной антимонопольной службы[5].

Калугапутьмаш и Калужский завод «Ремпутьмаш», а также другие заводы Группы РПМ входят в дивизион «Путевая техника» холдинга «Синара — Транспортные Машины» (СТМ).

В 2020 году на заводе планировалось организовать выпуск трамвайных вагонов по лицензии чешской компании Skoda[6]. Совместное предприятие «Синара-Шкода» на паритетной основе было зарегистрировано в декабре 2019 года[6].

Собственники и руководство

До 2014 года 96,61 % «Калугапутьмаша» принадлежало закрытому паевому инвестиционному фонду смешанных инвестиций «Спектр» под управлением управляющей компании «Трансфингруп», близкой к НПФ «Благосостояние». В настоящее время мажоритарным собственником завода является машиностроительный холдинг «Синара-Транспортые Машины»[7].

Продукция завода

Продукция АО «Калугапутьмаш»

Показатели деятельности

Выручка завода по РСБУ за девять месяцев 2013 года составила 1,7 млрд руб., чистая прибыль — 133 млн руб.[4]

Примечания

  1. АО "Калугапутьмаш" -контакты. Дата обращения: 15 мая 2017. Архивировано 15 мая 2017 года.
  2. Продувнов В. Е, 2000.
  3. Раков В. А, 1990, с. 147, табл. 4.
  4. 4,0 4,1 Владимир Штанов. «Синара» купит у НПФ «Благосостояние» контрольный пакет «Калугапутьмаша» Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine // www.vedomosti.ru, 18 декабря 2013
  5. ФАС разрешила структуре группы «Синара» купить 100 % завода «Калугапутьмаш» Архивная копия от 10 февраля 2014 на Wayback Machine // ИА «ИТАР-ТАСС», 06 февраля 2014
  6. 6,0 6,1 Собств. инф. «Синара» нашла способ поставить трамваи в Москву после критики Минпрома Архивная копия от 21 июля 2021 на Wayback Machine // www.advis.ru. — 2020. — 29 окт.
  7. Алексей Мельников. Юбилейный передел. www.vest-news.ru. Дата обращения: 5 октября 2015. Архивировано 24 сентября 2018 года.

Литература

  • Продувнов В. Е. Этапы большого пути. — Калуга: Издательство Н.Бочкаревой, 2000. — 248 с.
  • Раков В. А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза (1976—1985 гг.). — М.: Транспорт, 1990. — 238 с. — (Локомотивы отечественных железных дорог). — 100 000 экз. — ISBN 5-277-00933-7.
  • Рогова Ю. Г. Калугапутьмаш: 140 лет создаем новое – создаем будущее // «Техника железных дорог» : :Журнал. — 2014. — 28 ноября (№ 4). — С. 79—86. — ISSN 19989318.

Ссылки