Каледонский канал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каледонский канал
англ. Caledonian Canal
Разводной мост над каналомРазводной мост над каналом
Расположение
Страна  Великобритания
Регион Шотландия
Характеристика
Длина канала 100 км
Водоток
Голова Мори-Ферт
Координаты головы 57°29′27″ с. ш. 4°15′49″ з. д.HGЯO
Устье Лох-Линне
Координаты устья 56°50′31″ с. ш. 5°07′26″ з. д.HGЯO
Схема
Бьюли-Ферт
Морской шлюз Клечнехарри
Разводной железнодорожный мост
Заводской шлюз Клахнахарри
Бассейн Майртауна
A862 Разводной мост Майртауна
Шлюзы Майртауна (4)
A82 Разводной мост Томнехарих
Шлюз Дохгеррох
плотина и река Несс
Лох-Дохфур
Лох-Несс
Река Ойх
A82 разводной мост
Шлюзы Форт-Огастус (5)
Шлюз Китра
Шлюз Каллох
A82 разводной мост Аберчелд
Плотина и река Ойх
Лох-Ойх
Шлюзы Лагган (2)
Лох-Лохи
Река Лохи
Главный шлюз Гэрлохи
Макомир ГЭС
B8004 разводной мост
Река Спин
Нижний шлюз Гэрлохи
Плотина
Акведук Лой
Акведук Майршелих
Акведук Шэнгейн
Акведук Александр
Река Лохи
Шлюзы Банави (Лестница Нептуна) (8)
A830 разводной мост Банави
Разводной мост ветки Маллейга
Двойной шлюз Корпаха (2)
Морской шлюз Корпаха
Лох-Линне

Каледо́нский канал (англ. Caledonian Canal) находится в Шотландии, он проходит по долине Глен-Мор от Инвернесса на северно-восточном побережье до Корпаха (недалеко от Форт-Уильяма) на западном.

Канал протянут на 100 километров с северо-востока на юго-запад, соединяет заливы Мори-Ферт Северного моря и Лох-Линне Атлантического океана. Только треть проложена человеком, бо́льшую часть формируют озёра: Лох-Дохфур, Лох-Несс, Лох-Ойх и Лох-Лохи. Канал пересекают 29 шлюзов, 4 акведука и 10 мостов.

Канал спроектировал инженер Томас Телфорд при поддержке Уильяма Джессопа. Канал строили с 1803-го до 1822-й год, на что ушло 840 000 фунтов. Первоначально канал не имел успеха из-за слишком мелкого дна, большинство судов продолжало проходить севернее Великобритании. Углубительные работы начались в 1847-м году, когда морские перевозки переживали бурный рост, по чертежам помощника Телфорда, Джеймса Уолкера. Однако вскоре через Инвернесс была проложена железная дорога, забравшая весомую часть грузооборота. В настоящее время канал больше используется прогулочными судами, его функциональность поддерживает государственная организация British Waterways.

В годы Второй мировой войны значение Каледонского канала возросло, он активно использовался для переброски грузов внутренним водным путём, который был намного безопаснее переходов морем. Так, в конце 1944 и в начале 1945 года по каналу прошли три отряда катеров-охотников за подводными лодками переданных англичанами Советскому Союзу, с советскими экипажами[1].

Шлюзы у Форт-Огастуса
Лох-Лохи, часть Каледонского канала
Нижний шлюз Гэрлохи
Повелитель ущелий покидает морской шлюз Корпаха

Примечания

  1. Стрельбицкий К. Советские моряки и озеро Лох-Несс. // Морской сборник. — 2009. — № 2. — С. 73—82.

Ссылки