Казанский собор (Москва)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Соборный храм
в честь Казанской иконы Божией Матери
Собор Казанской иконы Божией Матери, 2016 годСобор Казанской иконы Божией Матери, 2016 год
Страна  Россия
Город Москва
Конфессия Русская православная церковь
Епархия Московская
Благочиние Иверское 
Архитектурный стиль Русский стиль
Автор проекта Олег Журин, Геннадий Мокеев
Первое упоминание 1625 год
Строительство 19901993 годы
Дата упразднения 1936 год
Реликвии и святыни Казанская икона Божией Матери
Статус Герб ОКН
Сайт kazanski-sobor.ru
Координаты: 55°45′19″ с. ш. 37°37′09″ в. д.HGЯO

Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери (Каза́нский собо́р) — соборный храм Московской епархии Русской православной церкви в Москве перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы.

Был основан в 1625 году. Снесён в 1936-м во время сталинской реконструкции района Манежной площади. Восстановлен в исторических формах в 1990—1993 годах по проекту архитекторов Олега Журина и Геннадия Мокеева[1][2].

История

Основание

Деревянный Казанский собор был построен на средства военачальника Дмитрия Пожарского в память о победе России в Московской битве 1612 года. Его возвели на месте бывшего здания торговых рядов, однако у ограды храма ещё долго находился рынок. В собор поместили Казанскую икону Божией Матери — главную войсковую святыню Второго народного ополчения. Она была доставлена Пожарским из Введенской церкви на Лубянке. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го[3]. С момента открытия и до 1765 года к собору устраивались крестные ходы: в день обретения иконы в Казани — 8 июля, и в день взятия Китай-города — 22 октября[4][5].

После пожара в 1630 году собор выстроили в камне под руководством зодчего Абросима Максимова[3]. По другой версии, руководили работами мастера Семён Глебов и Наум Петров[2]. Собор представлял собой бесстолпный четверик с двумя приделами. Верх постройки перекрывала пятиярусная пирамида кокошников[6]. Главный престол был освящён в 1636 году в присутствии царя Михаила Фёдоровича и патриарха Иоасафа, а северный придел Аверкия Иерапольского — осенью 1637 года[7]. Образцами для строительства служили Малый собор Донского монастыря и храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Новый храм имел одну апсиду, стена была разделена на прясла, в которых находились окна. Через десять лет справа от главной церкви был освящён придел святых казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия, разобранный в конце XVIII века при расширении Никольской улицы. К 1650-му перед собором построили паперть и шатровую колокольню. Последнюю, вероятно, пристроили к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века. В конце того же столетия устроили парадное крыльцо, увенчанное главкой, и поставили ограду из каменных столбов с деревянными решётками[5][8].

В середине XVII века в Казанском соборе служили не принявшие церковную реформу патриарха Никона протопоп Иоанн Неронов, а после него Аввакум Петров. В храме они были арестованы и отправлены в заточение[2][1].

Использование

Казанский собор после перестроек начала XIX века (фото из альбома Николая Найдёнова), 1882 год

В конце 1760-х годов храмовый комплекс был перестроен на средства княжны Марии Долгоруковой, обветшавший придел Святых Гурия и Варсонофия был разобран. В конце XVIII века перестроили находившиеся поблизости торговые ряды, после чего они закрыли вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками[1].

В 1801 году по резолюции митрополита Платона собор лишился шатровой колокольни. Новую двухъярусную четырёхугольную выстроили через четыре года в стиле классицизм. Её установили в центре западного фасада над входом на паперть[5][9].

Осенью 1812 года, во время Отечественной войны, перед Казанской иконой служили молебен в Казанском соборе[10] о спасении Российской империи, на котором присутствовал полководец Михаил Кутузов[11]. Перед оккупацией Москвы французами Казанскую икону спрятали в доме протоиерея Мошкова[12] и вывезли под Тарутино[13]. Во время оккупации города алтарь собора французы превратили в конюшню. По свидетельству Александра Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола»[14][15]. К февралю 1813 года собор был освящён заново, а к 1816 году в основном отремонтирован после военных повреждений[16]

В 30-х годах XIX века обновили главный иконостас, отремонтировали фасады и ограду. Заново освятили северный Аверкиевский придел, используемый как ризница, и пристроили небольшую трапезную (а в 1861-м и новую ризницу), обновив полы и престол. Был заказан проект (не осуществлён) полной перестройки, предполагавший возведение на прежнем плане храма в стиле позднего классицизма[13][1].

В 1849 году был создан новый серебряный храмовый иконостас. В 1865-м на колокольне надстроили третий ярус, тогда же переделали фасады собора по проекту архитектора Николая Козловского, а в 1873 году заново расписали стены[17][9]. Настоятель А. Ф. Некрасов отмечал, что после обновления храм потерял свою уникальность:

Посетители выражают скорбь о наружном убожестве дома Богоматери. Владыка митрополит Леонтий при первом посещении Казанского собора, со свойственными ему простотой и прямотой, сказал мне: «Ну какой это собор? Это простая сельская церковь!» И справедливо[1].

При новой власти 8 (21) июля 1918 года патриарх Тихон во время богослужения произнёс проповедь об убийстве Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с Казанской иконы Богоматери, который почитали чудотворным[8].

Демонтаж

В 1925 году на средства обновленческого прихода началась реставрация собора под руководством Петра Барановского, в ходе которой зданию планировалось вернуть первоначальный облик. Работы велись без лесов и были начаты с крыши. Барановский вскрыл под слоями штукатурки остатки древнего декора и выяснил, что памятник XVII столетия фактически полностью сохранился под поздними наслоениями. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что вызвано недостатком документального материала: например, снесённая в 1802-м шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному. К 1929 году были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен[3][1].

Реставрация ещё не коснулась навершия и колокольни, когда Моссоветом было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Колокольню снесли в 1929-м, собор — в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади[3][18][1]. Барановскому, вернувшемуся из ссылки перед демонтажем, удалось сделать обмеры и фотофиксацию храма. Перед сносом в соборе находился принадлежащий Метрострою склад мрамора, идущего на отделку строящегося метро[8][19].

Через год на месте храма по проекту архитектора Бориса Иофана построили павильон в честь III Интернационала. В 1937-м Моссовет принял решение о строительстве на месте снесённых храмов летних кафе. Одно из них построили на углу Красной площади с Никольской улицей — был сооружён высокий подиум, частично включивший в себя остатки подклета, который отделали мрамором. На него воздвигли два открытых портика, а между ними установили фонтан по проекту архитекторов Л. И. Савельева и Освальда Стапрана[20][4][8].

Восстановление

Восстановленный собор, 2014 год
Иконостас, 2015 год

В 1990 году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры началось воссоздание собора. Проект разработали архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин, которому Барановский передал обмеры и другие материалы по Казанскому собору. После издания указа о восстановлении «памятника воинской славы» начался сбор пожертвований. Для этого напротив входа в ГУМ со стороны Никольской улицы установили временную деревянную часовню и ящик для сбора денег. Однако бо́льшую часть средства предоставило правительство Москвы. Как вспоминает Журин, строительству препятствовала община будущего храма:

С первых дней работы над проектом эта Община постоянно препятствовала его осуществлению. Они стремились затянуть строительство, чтобы не иссяк поток пожертвований, которые использовали на свои нужды. В результате — разломали стены помещения, где я работал над проектом, выжили меня и помогавших мне архитекторов из мастерской, срывали начало строительных работ, писали бесконечные кляузы в разные инстанции, будучи полными невеждами в области строительных и реставрационных работ, выдвигали самые нелепые требования[4].

В 1991 году был торжественно освящён крест на фундаментах главного престола и установлена закладная плита. Храм воссоздали за три года, освятив в ноябре 1993-го. Его восстановили в формах середины XVII века: с двумя приделами, галереей, шатровой и открытой широкой папертью[5]. Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку Сергею Алексеевичу Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е годы расписали храм в ретроспективной, канонической манере[21]. Возобновлённый собор был освящён патриархом Алексием II 4 ноября — в день празднования Казанской иконы Божией Матери и в память избавления Москвы и России от поляков в 1612-м. Он стал первым из утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах[4][9].

4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по завершении Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвратил обретённую чудотворную Московскую Казанскую икону Божией Матери на её исконное место — в Казанский собор на Красной площади Москвы, в уготовленный напольный киот, расположенный справа от алтаря. В первосвятительском при этом слове патриарх Кирилл сказал: «Возвратилась Царица Небесная в дом Свой. Выглядит всё как чудо — казалось бы, навсегда утерянный образ, неизвестно где находившийся, о котором уже никто и мечтать не смел, что может он вернуться в град Москву, вернулся и водворился в том месте, откуда и был похищен. … в каком-то смысле возвращение Казанской иконы Божией Матери в дом свой, в этот храм, воссозданный после полного уничтожения, несомненно, является знаком милости Божией для всех нас»[22].

Архитектура

Казанский собор в вечернем освещении, 2009 год

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий к старому собору Донского монастыря. Среди построек московского посада к этому типу относилась церковь Николы Явленного на Арбате. Собор с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского[5][8].

Ряды энергично профилированных килевидных кокошников, глубокие филёнки на лопатках четверика, треугольные наличники при всей их простоте создают исключительный пластический эффект. Хорошо найденные пропорции барабана главы, умелая расстановка кокошников «вперебежку» способствуют собранности, цельности многообъёмной архитектурной композиции[9].

По замечанию Павла Раппопорта, в расположении и в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья»[23].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 О времени постройки Собора. Официальный сайт Казанского собора. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 21 января 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Казанский собор в Москве. Православие.ru. Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 4 июля 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Барановский, 1996.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Журин, 1994.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Вострышев, 2012.
  6. Михайлов, 2010, с. 164—165.
  7. Историческая записка, 1997, с. 26—28.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Паламарчук, 1994, с. 12—16.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Бусева-Давыдова, 1997, с. 484.
  10. Сказание о Казанской иконе Божией Матери: помощь в Отечественной войне 1812 года.
  11. Тульев, 2011, с. 141—142.
  12. Историческая записка, 1997, с. 30.
  13. 13,0 13,1 Православная энциклопедия, 2012.
  14. Шаховской, 1911, с. 95, 99.
  15. Михайловский-Данилевский, 1839, с. 282.
  16. КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ.. Дата обращения: 21 июня 2022. Архивировано 12 июля 2020 года.
  17. Михайлов, 2010, с. 166.
  18. Михайлов, 2010, с. 168.
  19. Романюк, 1992, с. 52.
  20. Броновицкая, 2015, с. 75.
  21. Мастера. Завтра (13 января 1998). Дата обращения: 12 июля 2018. Архивировано 18 августа 2018 года.
  22. Обретенная чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращена Святейшим Патриархом Кириллом на свое историческое место — в Казанский собор на Красной площади. Патриархия.ру, 04.11.2023.
  23. Раппопорт, 1993, с. 189.

Литература

  • Барановский П. Пётр Барановский: труды, воспоминания современников. — М.: Отчий дом, 1996. — 344 с. — ISBN 5-7676-0010-4.
  • Беляев Л. А., Тарабарина Ю. В. Казанский в честь Казанской иконы Божией Матери собор на Красной площади в Москве // Православная энциклопедия. — М., 2012. — Т. XXIX : «К — Каменац». — С. 288—292. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
  • Броновицкая Н. Архитектура Москвы 1933—1941 гг. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  • Бусева-Давыдова И., Астафьева-Длугач М., Нащокина М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 511 с.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  • Журин О. И. Казанский собор // Наука и жизнь. — 1994. — № 2.
  • Историческая записка о Московском Казанском соборе, составленная в 1860-х гг. прот. А. И. Невоструевым // Памятники Отечества: Ил. альм. ВООПИиК. — М., 1997. — № 37. — С. 24—34. — ISSN 0207—2203.
  • Михайлов К. Москва, которую мы потеряли / Константин Михайлов. — М.: Яуза : Эксмо, 2010. — 496 с. — (Москва. Путеводитель памяти). — ISBN 978-5-699-43721-4.
  • Михайловский-Данилевский А. Описание Отечественной войны в 1812 году. — М., 1839. — 368 с.
  • Раппопорт П. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, 1993. — 288 с.
  • Романюк С. Москва. Утраты. — М.: Центр, 1992. — 336 с.
  • Сорок Сороков. Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1994. — Т. 2. — 645 с.
  • Тульев В. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников. — М.: Эксмо, 2011. — 344 с. — ISBN 978-5-699-53013-7.
  • Шаховской А. Первые дни в сожженной Москве. Сентябрь и октябрь 1812 г. По запискам кн. А. А. Шаховского // Пожар Москвы. По воспоминаниям и запискам современников: Ч. 2. — М.: Образование, 1911. — 151 с.

Ссылки