Казанская летняя

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Казанская летняя
Праздник первого снопа (К. Е. Маковский. Девушка со снопом. 1880-е)Праздник первого снопа
(К. Е. Маковский. Девушка со снопом. 1880-е)
Тип народно-христианский
Иначе Прокопьев день, Зажинки, Жнец, Жатвенник,
Также Прокопий (церк.)
Значение первый «зажин» ржи
Отмечается славянами
Дата 8 (21) июля
Традиции начинали сено собирать в валы и копнить, первый «зажин» ржи. В некоторых местах на «Казанскую» не работали

Каза́нская ле́тняя — день в народном календаре восточных славян, приходящийся на 8 (21) июля.

Другие названия дня

рус. Прокопий, праздник Казанской Иконы Божьей Матери[1], Казанская, Прокопы летние[2], Прокопьев день[3], Прокоп жнец, Прокопий Жатвенник, Прокофий, Зажинки, Праздник Казанской Божией Матери[4]; белор. Градавы дзень, Градовой день, Казанская, Пракоп[5][1]; укр. Прокопа-жниваря, Свято Прокопа, Прокіп'я, Прокопа-женця[6][страница не указана 2780 дней], Прокіп[7].

Название происходит от церковного почитания в этот день явления Казанской иконы Божией Матери в 1579 году[8].

Славянские традиции

В этот день встарь делался первый «зажин» ржи[9]. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!»[10]. Осенью первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов: «Первый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!», «Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!»[11].

Яйца, хлеб, соль берут с собой на зажинки. Всем миром нажнут бабку — девять снопов поставят — и садятся за трапезу. Едят прямо на жнивной полосе[12].

Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!»[13].

Если в текущем году в семье был покойник, то первый снопок, срезанный при зажине, не вносили в дом, а бросали его прямо в поле, «каб мыши i птушкi памянули нябожчыка»[14].

День летней Казанской почитался большим праздником[15], наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодёжь устраивала гулянья несколько дней[16].

В Белоруссии на Случщине на «Казанскую» не работали: «Калі хто паробіць, так нешта і зробіцца — маланка ў стог ударыць»[17].

На Украине на зажин хозяйка брала с собой хлеб-соль и громичную свечу. Нажав серпом первый сноп хлеба, несла его домой и ставила его в красный угол под образами, в других местностях — в сарае, где он стоял до конца молотьбы. Позже этот сноп обмолачивали отдельно и зерно из него святили в церкви, а перед севом смешивали их с семенами[18][страница не указана 2780 дней].

В Сербии святой Прокоп считался защитником человека и домашней живности от змей, грома и ветра. Сербы с этого дня начинали сбор мёда[19]. В Сербии шахтёры считают Прокопия своим покровителем (ср. слово «прокоп» — шахта). Чехи в святом Прокопе видят того, кто с помощью чертей прорыл скалы (чеш. Ve sv. Prokopu toho, jenž pomoci čertu prokopal skaly)[1].

Поговорки и приметы

  • Если поспевало жито — в этот день начинали жатву[13].
  • Коли на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь[2].
  • Прокопий жнец, Прокопий жатвенник — зажинают рожь[2].
  • Если Казанская неделя без дождя, то Ильинская неделя с дождём[20][страница не указана 2780 дней].

См. также

Примечания

Литература

  • Атрошенко О. В. Русская народная хрононимия: системно-функциональный и лексикографический аспекты // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
  • Болонев Ф. Ф., Ащепков Е. А. Народный календарь семейских Забайкалья: вторая половина XIX-начало XX в. — Наука, Сиб. отд-ние, 1978. — 159 с.
  • Жатва / Виноградова Л. Н., Усачёва В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 191–196. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Июль / Кабакова Г. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 431–434. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Наука, 1982. — 277 с.
  • Православие и традиционная народная культура Рязанской области. — Рязань: Ряз. обл. науч.-метод. центр нар. творчества, 2001. — 220 с. — (Ряз. этногр. вестн.).
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М.: Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2.
  • Богородица / Толстой Н. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 217–219. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Усачёва В. В. Магия слова и действия в народной культуре славян. — М.: Институт славяноведения РАН, 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-7576-0221-9. (недоступная ссылка)
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554–612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)
  • Кононенко О. А. Слов'янський світ: ілюстрований словник-довідник міфологічних уявлень, вірувань, обрядів, легенд та їхніх відлунь у фольклорі і пізніших звичаях українців, братів-слов'ян та інших народів / Авт.-упоряд. О. А. Кононенко. — К.: Асоціація ділового співробітництва "Український міжнародний культурний центр", 2008. — 781 с. — ISBN 966-8287-18-3.  (укр.)
  • Скуратівський В. Т. Святвечір : нариси-дослідження : у 2-х кн. — К.: Перлин, 1994. — 207 с. — (Українська пізнавальна б-ка «Земляни». Серія «Українці»). — ISBN 5-7707-3429-9.  (укр.)

Ссылки