Кагура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мико исполняют танец кагура

Кагура (яп. 神楽,かぐら, Божья радость) — древние ритуальные синтоистские танцы, сопровождающиеся игрой на барабанах и флейте. Этот термин можно также перевести как «развлечение для ками (божеств 神)».

История происхождения

Танец кагура в 1914 году

Традиционно принято считать жанр кагура «наследником» прототипа ритуала, записанного в Кодзики (古事記) и в Нихон сёки (日本書紀) в легенде об «открытии Ама-но-Ивато (天岩戸)». В этом мифе содержится описание шаманского обряда, в котором богиня Аме-но-Удзумэ (богиня рассвета и веселья) вместе с другими ками исполняет дикий танец одержимости с целью убедить богиню солнца Аматэрасу вернуться из пещеры и своим присутствием освободить мир от тьмы и холода. Шаманские элементы из мифа были включены в более поздние синтоисткие ритуалы, включая кагура. Примером может послужить торимоно 採物 (ручные реквизиты), которые появляются как в этом мифе, так и в кагура, и служат приспособлениями, на которые ками спускается и входит в тело шамана. Сам танец является как и способом вхождения в состояние транса, так и средством для контекстуальной манифестации того, что танцор одержим ками[1].

Изначально камукура (или камикура) исполнялись при императорском дворе жрицами храма мико, которые считались потомками богини Аме-но-удзумэ. Со временем этот ритуал вдохновил народные ритуальные танцы, называемые сатокагура (里 神 楽), которые стали практиковаться в деревнях по всей стране, а также стали основой для множества других разновидностей ритуальных танцев. Среди них есть такие жанры, как мико кагура, сиси кагура, танцы кагура в стиле Исэ и Идзумо. На протяжении веков развивалось множество вариаций, в том числе довольно новых, большинство из которых стали самостоятельными народными видами танцев[1].

Кагура также оказала значительное влияние на развитие Но (能), одного из видов японского драматического театра[2].

Описание

Камигакари 神懸 , или «танец одержимости», считается главной составляющей кагура. Так как в сущности это ритуальное действие, то наиболее важными элементами в кагура были акты призыва и приветствия божеств, а также поклонение им и стремление получить их благословение и послания. Иными словами, основу ритуала кагура составляют совершение камигакари и достижение таким образом так называемого такусэн 託宣 (оракул), состояния, при котором одержимый человек служит «посредником» (ёримаcи) для передачи воли или послания этого ками или духа[1][3].

Самые древние танцы состояли из 75 актов, и длились целую ночь.

Кагура в настоящее время

Постепенно подлинное камигакари стало утрачиваться, что привело к тому, что его стали имитировать, а процесс демонстративного показа транса естественно привел к формирования соответствующего вида художественных выступлений. Сегодня кагура — это собирательное название древнейшего жанра народного исполнительного искусства. Народный кагура обычно разделяется на четыре основных типа: мико кагура, Исе кагура, изумо кагура, сиси кагура (с его поджанром Ямабуси кагура)[1].

Официальные ритуальные танцы (микагура) исполнялись во многих священных местах и по особым случаям. В императорских святилищах (Исудзу, впоследствии Исэ), где хранилось Зеркало Ята, танцы кагура исполнялись как часть придворных представлений. Микагуру также исполняли на фестивале Императорского урожая и в главных святынях, таких как Камо и Ивасимидзу Хатиман-гу. Начиная примерно с 1000 года этот ритуал проводится ежегодно каждый декабрь до сих пор[2].

Используемые атрибуты

Несмотря на немалое количество жанров и типов кагура, для всех них характерны общие шаманские элементы. Первоначальный вариант названия «ками-но-кура» 神の蔵 говорит о том, что кагура первоначально подразумевает не только ритуальное действие, но и некое ритуальное пространство. Кроме того, в любом представлении кагура костюмы являются частью того, что помогает транслировать ками через танцора. Вышеупомянутое торимоно играло центральную роль в ёрисиро (приспособлениях для установления связи с ками): во всех выступлениях кагура, как и в танце Амэ-но-удзумэ, описанном в мифе. Маски являются знаком одержимости в кагуре и помогают сымитировать состояние транса, даже когда такого в действительности не наблюдается[1].

Ритуал Кагура проводится под игру на барабанах, флейте, тарелок и особое пение ками ута (яп. 神歌, песни богов). Считается, что звуки этих музыкальных инструментов и пения обладают силой призывать божеств. Тем не менее, первостепенное место в ритуале занимает именно танец[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Irit Averbuch. Shamanic Dance in Japan: The Choreography of Possession in Kagura Performance (англ.) // Asian Folklore Studies. — Nanzan University, 1998. — Т. 57, № 2. — С. 293—329. Архивировано 16 февраля 2019 года.
  2. 2,0 2,1 Kagura (англ.) // Wikipedia. — 2017-09-23.
  3. Encyclopedia of Shinto - Home : Divination and Supplication : Kamigakari, takusen. eos.kokugakuin.ac.jp. Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано 30 октября 2011 года.