Каваллини, Пьетро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьетро Каваллини
итал. Pietro Cavallini
Имя при рождении Pietro Cavallini
Место рождения Рим
Место смерти Рим

Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240 — 1330, Рим) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса, автор мозаик и фресок.

Биография и творчество

Мозаика Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (Рим)
Страшный Суд. Деталь росписи в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере (Рим)

О жизни художника известно очень мало. Дата его рождения определяется приблизительно между 1240 и 1250 годами. Несомненной является только информация о его римском происхождении, так как свои работы он нередко подписывал «pictor romanus». Каваллини жил и работал в Риме и, предположительно, там же и умер.

Первой известной работой Каваллини считаются фрески в церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, созданные на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Фрески погибли при пожаре 1823 года; сохранились лишь копии.

Около 1291 года художник работает над циклом мозаик в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. В них просматриваются черты, свойственные византийскому искусству, а также элементы древнехристианской живописи и некоторые приёмы построения перспективы, характерные для позднеантичной живописи[1].

Наиболее известным произведением Каваллини считаются фрески, созданные им около 1293 года для церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Здесь он во многом отходит от византийских канонов: вместо резких цветовых контрастов появляются мягкие светотеневые переходы, которые позволяют преодолеть плоскостной, абстрактный характер, присущий византийской живописи[1].

Каваллини участвовал в украшении мозаикой так называемой Навичеллы в преддверии церкви святого Петра. Ему приписываются и мозаика, и орнамент на гробнице Эдуарда Исповедника в Вестминстерском аббатстве[источник не указан 3279 дней]. За благочестивую жизнь его считали святым; по преданию, распятие его работы в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, близ Рима в 1370 году обратилось с речью к одной святой.

Творческое наследие Каваллини нельзя назвать многочисленным, но оно занимает важное место в истории итальянского искусства. Художник вновь обращается к античному искусству, забытому его предшественниками; для его работ характерно то стремление к отражению реальной жизни, которое станет определяющим для всего последующего развития искусства[2]. В его монументальных произведениях обращают на себя внимание величественность фигур в сочетании с естественностью пропорций; попытки художника построить трёхмерное пространство создают ощущение глубины[3].

Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто и других художников итальянского Возрождения.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Виппер, 1977, с. 43.
  2. М. А. Гуковский. Итальянское Возрождение. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. — С. 134.
  3. Самые знаменитые художники, 2013, с. 4.

Литература

  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. — Москва: Искусство, 1977. — Т. 1. — С. 43-44.
  • Мосин И.И. Все о живописи. Самые знаменитые художники. — Вильнюс: UAB "Bestiary", 2013. — С. 4. — 112 с. — ISBN 978-609-456-066-8.

Ссылки