Йодль (пение)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(аудио)
Пример йодля
Old Chisholm Trail
Помощь по воспроизведению

Йодль (нем. Jodeln) в культуре различных народов — особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков. Принятое у тирольцев название этого жанра — йодль (йодлер, йодлинг) является звукоподражательным. Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Согласно Оксфордскому английскому словарю, слово «yodel» произошло от немецкого (в оригинале — баварского) «jodeln», означающего «произносить слог йо».

История

История йодля начинается еще с докельтских времен. С помощью йодля общались между собой пастухи и собиратели ягод, рубщики леса и добытчики угля. Так же он служили паролем для пастухов[1].Издавна, йодль использовали как способ связи и он оказался самым сильным из чисто голосовых средств коммуникации[1]. Изначально, этот способ связи преследовал основную цель - докричаться до соседнего села, до отдаленной хижины, до другого края долины. Сложная структура голоса в высокогорном воздухе разносится очень далеко[1].Ну а так как йодль является своего рода паролем, то те, кому адресован данный «пастуший призыв», отвечают тем же способом. Даже домашний скот реагирует на голос йодлера, начиная качать головами и звенеть привязанными на шеях колокольчиками[1],

В народной музыке

  • В швейцарской народной музыке техника появилась, вероятно, среди альпийских пастухов, как способ перекликаться, находясь на вершинах гор, и после стала традиционной для всей Швейцарии.
  • В персидской и азербайджанской классической музыке поющий часто использует «тахрир» — йодлинговую технику, для которой характерны колебания на соседних тонах.
  • В грузинской традиционной музыке используется техника «криманчули», также напоминающая йодль.
  • В Центральной Африке пигмеи используют подобное йодлингу сложное многозвуковое пение.
  • Технику йодля можно встретить и в американской фолк-музыке.
  • На северо-западе России (Ленинградская, Новгородская, Псковская области) аналогами йодлей являлись «гойканье» и «(а)уканье», использовавшиеся пастухами и посетителями лесов, соответственно[2].
  • В юго - западной Индии музыкальный жанр в вокальной традиции карнатик Карнатическая музыка; музыкальное и голосовое исполнение нот звукового ряда "Сарегамападхани".

Общие черты народных музыкальных образов, родственных йодлю

  • интонационная система (возгласное и плачевое интонирование)[1]
  • звуковые образы (например, «зов-окликание», «окликание-жалоба»)[1]
  • исполнение данных музыкальных форм на природных объектах (ржаное поле, пастбище, лес) с посылом голоса в пространство[1]
  • идентичная (коммуникативная) функция: зов, направленный на сбор животных; перекличка жниц в «жнивных» частушках, а также работающих в поле крестьян; полевые голошения, обращённые к предполагаемому слушателю; намеренный посыл голоса с целью услышать либо отзыв, либо отголосок (эхо), воспринимаемый как голос умершего родственника[1].

Техника

Человеческий голос часто делят на два различных режима работы гортани, называемых грудным и фальцетным голосами, которые отличаются разным смыканием голосовых складок. Большинство людей может пропеть часть диапазона в грудном режиме и часть в фальцетном режиме. Обыкновенно заметна разница между этими двумя режимами, особенно у неопытных певцов. Опытный певец, контролирующий свой голос, может легко переходить из фальцетного режима в грудной и обратно.

Йодль — это одно из наиболее развитых и сложных применений такой техники, поскольку певец меняет режим работы гортани несколько раз за короткий промежуток времени и на большой громкости. Путём повторяющегося перехода между двумя регистрами и достигается этот, один из наиболее отличительных в музыке, эффект.

Например, в знаменитом припеве авторства Джимми Роджерса «Йодл — ай — ИИИ — уууу», слог «ИИИ» поётся в фальцетном режиме, тогда как остальные слоги — в грудном.

Бы­ст­рая сме­на ре­ги­ст­ров – низ­ко­го груд­но­го и вы­со­ко­го го­лов­но­го (фаль­цет), хо­ды по зву­кам ак­кор­дов тер­цо­во­го строе­ния, час­тые скач­ки на ши­ро­кие ин­тер­ва­лы (квар­та, сек­ста, де­ци­ма)- все это йодль[3].

Техника исполнения йодля мо­жет воспроизводиться дву­мя или не­сколь­ки­ми пев­ца­ми (йод­ле­ра­ми) ка­но­но­об­раз­но, с пе­ре­кре­щи­ва­ни­ем ме­ло­ди­че­ских ли­ний[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 ЙОДЛЬ В ФОЛЬКЛОРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ - Международный школьный научный вестник (научный журнал для старшеклассников и учителей). school-herald.ru. Дата обращения: 10 ноября 2021. Архивировано 10 ноября 2021 года.
  2. Лобанов М. А. Лесные кличи: вокальные мелодии-сигналы на Северо-Западе России. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — ISBN 5-288-016 32-1.
  3. ЙОДЛЬ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 10 ноября 2021. Архивировано 28 апреля 2021 года.

Литература

  • Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. JODL ЙОДЛЬ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М.: АСТ, 2006. — С. 475. — 1181 с. — 3000 экз. — ISBN 5-17-038383-5.