Ифигения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ифигения
Wall painting - sacrifice of Iphigenia - Pompeii (VI 8 5) - Napoli MAN 9112 - 01.jpg
Жертвоприношение Ифигении, фреска из Помпей, возможно копия с картины древнегреческого художника Тиманта[en]

Ифиге́ния (др.-греч. Ἰφιγένεια) — в древнегреческой мифологии первоначально эпитет Артемиды, почитавшейся и в историческое время с этим прозвищем в Гермионе и других местах. Когда Ифигения выделилась в качестве героини, о её происхождении и обстоятельствах жизни сложились самые разнообразные легенды.

Мифология

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой[1]) — дочь Агамемнона и Клитемнестры (по Стесихору и другим — их приёмная дочь и родная дочь Тесея и Елены[2]). Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся[3].

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягнёнка. Богиня наслала безветрие, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу[4]. Приносил её в жертву Калхант[5].

Когда она прибыла туда и всё уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой (по другой версии — ланью[6]), а её на облаке похитила и унесла в Тавриду[7], вместо неё на алтарь был возложен телёнок[8].

Ифигения в Тавриде

Ифигения в Тавриде, В. Серов, 1891

По ранней версии, Артемида сделала Ифигению бессмертной[9]. Согласно Гесиоду в «Перечне женщин» и Стесихору в «Орестее», она не умерла, но по воле Артемиды стала Гекатой[10]. Согласно Евфориону, принесена в жертву в Бравроне и заменена на медведицу[11]. По версии, богиня поселила её на Белом острове, назвала Орсилохой и сделала супругой Ахилла[12]. Согласно Диктису Критскому, Ахилл спас Ифигению и отправил в Скифию. Ахилл следовал за Ифигенией до Белого острова[13]. Почитается таврами как богиня[14].

Жертвоприношение Ифигении, Леонард Брамер, 1623. Делфт

По ещё одной версии, Ифигения — дочь Агамемнона и Астиномы. Её тавроскифы взяли в плен и сделали жрицей Артемиды, то есть Селены[15].

По наиболее известному варианту, в Тавриде Ифигения стала жрицей Артемиды и умерщвляла перед её алтарем странников, заносимых туда бурей. Здесь нашёл Ифигению её брат Орест, который прибыл в Тавриду вместе с другом Пиладом по приказанию дельфийского оракула, чтобы увезти в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию, с неба. Они вместе бежали на родину, победив воинов таврского царя Фоанта, которые напали на корабль беглецов до отплытия[16]. О месте смерти и погребения Ифигении также существовало разногласие.

Ифигения как жрица Артемиды, античная фреска из Помпей.

Возвращаясь от тавров, она высадилась в Бравроне, оставив там деревянное изображение Артемиды, отправилась в Афины и Аргос (из Браврона изображение увезли в Сузы, а затем Селевк I подарил его жителям сирийской Лаодикеи)[17]. Орест построил в Аттике храм в Галлах (рядом с Бравроном), где помещено изображение, Ифигению позднее похоронили в Бравроне[18]. По мегарской версии, умерла в Мегарах, там её святилище[19]. По другой версии, изображение Артемиды хранилось в храме Артемиды Ортии в Спарте[20]. Изображение показывали также на Родосе[21], в Команах[22], в Сирии[23]. Статуя Ифигении была в Эгире (Ахайя)[24]. Храм Артемиды Ифигении был в Гермионе[25].

С Ифигенией также отождествляют дочь Агамемнона Ифианассу[26].

Ифигения на карте мира

Скала под названием Ифигения находится в Крыму в пределах посёлка Береговое (Кастрополь), соседняя скала, меньшего размера, получила название Орест.

Сюжет в античном искусстве

Действующее лицо трагедии Эсхила «Ифигения [в Авлиде]» (фр.94 Радт), трагедии Софокла «Ифигения [в Авлиде]» (фр.305-308 Радт), трагедий Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде», трагедии неизвестного автора «Ифигения в Авлиде», трагедии Полиида (?) «Ифигения в Тавриде», трагедий Энния и Невия «Ифигения», комедии Ринфона «Ифигения [в Авлиде]» и «Ифигения в Тавриде».

  • См. Ликофрон. Александра 180—199.

Образ в искусстве

В астрономии

Ссылки

  1. Гесиод. Перечень женщин, фр.23а М.-У.
  2. Стесихор. Орестея, фр.191 Пейдж = Павсаний. Описание Эллады II 22, 6; Ликофрон. Александра 103 и комм.; Дурид у Цеца в комментарии к Ликофрону. Александра 183; Антонин Либерал. Метаморфозы 27, 1, из Никандра
  3. Еврипид. Ифигения в Тавриде 17-23
  4. Еврипид. Ифигения в Тавриде 24; Ифигения в Авлиде 100; Гигин. Мифы 98
  5. Проперций. Элегии IV 1, 111
  6. Легенды Крыма, 1968, с. 8.
  7. Стасин. Киприи, синопсис; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека, II 16; III 22
  8. Антонин Либерал. Метаморфозы 27, 3
  9. Гесиод. Перечень женщин, фр.23а, ст.21-26 М.-У.
  10. Гесиод. Перечень женщин, фр.23b М.-У. = Павсаний. Описание Эллады I 43, 1; Стесихор. Орестея, фр.215 Пейдж; см. Пиндар. Пифийские песни XI 22
  11. Схолии к Аристофану. Лисистрата 645 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.121
  12. Антонин Либерал. Метаморфозы 27, 4
  13. Схолии к Пиндару. Немейские песни IV 79 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С.314
  14. Геродот. История IV 103
  15. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 183
  16. Легенды Крыма, 1968, с. 11.
  17. Павсаний. Описание Эллады I 33, 1; III 16, 8; VIII 46, 3; Элий Лампридий. Гелиогабал 7, 5
  18. Еврипид. Ифигения в Тавриде 1452—1467
  19. Павсаний. Описание Эллады I 43, 1
  20. Павсаний. Описание Эллады III 16, 7
  21. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VI 27
  22. Страбон. География XII 2, 3 (стр.535)
  23. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 1374 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.280
  24. Павсаний. Описание Эллады VII 26, 5
  25. Павсаний. Описание Эллады II 35, 1
  26. Щукарев А. Н. Ифианасса // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Литература