Иуда Кириак

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иуда Кириак
Иуду Кириака опускают в колодец, Пьеро делла Франческа, 14521465, церковь Сан Франческо в Ареццо

Иуда Кириак (Квириак; греч. Κυριακός, лат. Quiriacus, Cyriacus) — упоминаемый в апокрифической литературе житель Иерусалима, оказавший помощь императрице Елене в поисках Животворящего Креста.

Предание об обретении Креста

Согласно «Золотой легенде», Иуда был одним из еврейских мудрецов, среди предков которого (братьев его отца) были первомученик Стефан и Никодим, тайный ученик Христа. Узнав от отца, где находится Крест, Иуда на совете старейшин заявил, что обнаружение Креста разрушит их религию и лишит иудеев превосходства над христианами. Тогда евреи запретили ему сообщать императрице о месте нахождения реликвии, но после того, как Елена пригрозила сжечь их живьём, Иуда был ей выдан. Елена бросила его в высохший колодец и продержала там семь дней, после чего «он, придя в одно место, возвысил голос свой и молился, чтобы ему ниспослано было знамение. Тотчас же в том месте задвигалась земля, и изошел дым столь изумительной сладости, что, почувствовав его, Иуда ударил в ладоши от радости и воскликнул: «Воистину, Иисус Христос, ты спаситель мира!» [1].

Эта история об Иуде основана на сообщении Созомена о сведущем иудее, жившем на Востоке[2], и может являться частью официальной легенды об обретении Креста, только в новом ракурсе, созданном Яковом Ворагинским. О привлечении местных жителей к поискам Креста писали также Руфин, Паулин Ноланский[3] и Сульпиций Север[4]. Однако позднее, в VII веке, Иоанн Никийский сообщал, что Крест для Елены нашёл некий Аблавиус, «ревностный христианин, один из самых именитых людей [империи]» [5].

Мученичество Кириака

Мученичество св. Кириака Иерусалимского. Миниатюра из Минология Василия II, конец X-начало XI вв.

Также в «Золотой легенде» указано, что Иуда после обретения Креста принял крещение под именем Квириака (Quiriacus — используемая в книге латинизированная форма имени Кириак, др.-греч. Κυριακός, что означает «принадлежащий Господу»). Став вскоре епископом Иерусалима, он принял мученическую смерть во времена императора Юлиана Отступника[6] (такой же рассказ приводится у церковных историков Созомена и Григория Турского[7]). Однако сведения о нём как об иерусалимском епископе не подтверждаются историками[8]. По предположению болландиста Даниэля Папербоха Кириак можен быть отождествлён с епископом Иудой (II век), упоминаемом в «Церковной истории» и «Хронике» Евсевия Кесарийского[9].

Почитание

Мощи святого Кириака в кафедральном соборе г. Анконы

Иуда Кириак почитается как священномученик. Память в Православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю)[10] в Католической церкви 1 и 4 мая[9].

Центром почитания святого Кириака на Западе является город Анкона, где находятся его мощи и чьим покровителем он считается. По преданию, они были принесены из Иерусалима для построенного в Анконе Галлой Плацидией храма[9]. С XVII века итальянские исследователи пытались доказать, что тот Кириак, чьи мощи находятся в Анконе, не был епископом Иерусалимским, а был первым епископом Анконы (однако первый известный епископ города св. Марцеллин жил в V—VI веках)[9].

Первоначально мощи Кириака находились в крипте в мраморном саркофаге. В 1755 году он был вскрыт, и в нём были обнаружены мощи, завёрнутые в шёлковую ткань X века, и монеты XI—XII веков. Мощи были освидетельствованы и помещены в гробницу со съемной панелью для их открытия для верующих в дни праздников. В 1979 году мощи были освидетельствованы вновь с привлечением экспертов, которые установили, что они принадлежат мужчине среднего роста около 65 лет, умершего от сильного удара по правой стороне лица[9]. Также были обнаружены повреждения в виде пореза на шее и следы свинца на нёбе и в трахее. Это было принято как свидетельство в пользу описанного в житии мученичества Кириака[11].

Примечания

  1. Цитируется по Деревенский Б. Г. О местоположении Голгофы и гробницы Христа // Тайны евангельской истории. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 7–161. — 434 с. — (Античное христианство. Исследования.). — ISBN 978-5-906705-70-9.
  2. Гермий Созомен Церковная история, II, 1, 1–5
  3. Паулин Ноланский. Письма, 31, 4–5; PL, 61, 325
  4. Сульпиций Север. Хроника, II, 33–34
  5. Иоанн Никийский. Хроника, 76, 71
  6. О святом кресте // Яков Ворагинский. Из «Золотой легенды» Архивировано 1 декабря 2012 года.
  7. Григорий Турский. История франков. Книга I (недоступная ссылка)
  8. H.J.W Drijvers and J.W. Drijvers, The Finding of the True Cross: The Judas Kyriakos Legend in Syriac. Introduction, Text and Translation, 1997.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Кириак // Православная энциклопедия. — М., 2014. — Т. XXXIV : «Кипрская православная церковь — Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей». — С. 140-145. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-039-4.
  10. Память святого священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского
  11. Mariuzzi G. et al. San Ciriaco: Ricognizione canonica, storica e scientifica delle spoglie del Patrono di Ancona S. Ciriaco. Ancona, 1986

Литература