Исцеление верой

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жизнь христианина
OrthodoxCross(black,contoured).svg   Christian cross.svg
Христианин
Христианские добродетели
Христианское богословие

Исцеление верой (а также исцеление молитвой, божественное исцеление) — доктрина, утверждающая возможность сверхъестественного физического исцеления от болезни или врождённого (приобретённого) дефекта тела. В разных формах принимается большинством христианских конфессий. Для получения исцеления верой необходима молитва, вера в возможность чуда, реже — проведение некоторых обрядов.

В ряде случаев исцеление молитвой сопровождается отказом от медицинского лечения.

Современная медицина относит исцеление верой к формам альтернативного метода лечения, а достигнутые результаты списывает на психотерапевтический эффект (эффект плацебо), либо на ремиссию болезни.[источник не указан 1678 дней]

Исцеления в Библии

В Библии Бог называет Себя Врачом, исцеляющим от болезни (Исх. 15:26). Исцеление совершается силой, принадлежащей Богу (Быт. 20:17, 18) или Иисусу Христу (Мф. 4:24); эта сила также была дана апостолам (Мф. 10:1) и рядовым верующим (1Кор. 12:9). Подобные исцеления происходили по вере (Деян. 3:1—10, Деян. 14:8—10), через молитву и возложение рук (Деян. 28:7,8). В отдельных случаях исцеляла тень апостола Петра (Деян. 5:15) или одежды апостола Павла (Деян. 19:12).

При этом надо отметить, что Библия не запрещает использование медицинской помощи. Соломон называет врачевство благотворным (Прит. 17:22). Иисус приводит в пример доброго самарянина, воспользовавшегося услугами врача. Апостол Павел рекомендует Тимофею использовать немного вина «ради желудка и частых недугов» (1Тим. 5:23). Евангелист Лука был врачом.

«Великий Врач за работой», F. Hofmann, 1890

Примеры исцеления в Библии

Исцеление в православии

В православие главным способом исцеления считается елеосвящение. Широкое распространение получили врачевальные молитвы. При этом, существуют молитвы предназначенные для чтения в конкретных случаях — при болезни головы, глаз, сердца, зубов, при укусе змеи или бешеной собаки, от бессонницы и т. д. Однако церковь предупреждает, что часть подобных молитв, сохранившихся в рукописях, являются по сути магическими заговорами или заклинаниями и осуждает их использование[1].

Способностью исцелять больных по мнению православной церкви обладает также святая вода[2], мощи и чудотворные иконы.

В Патериках и житиях святых содержится множество историй о чудесных исцелениях, которые совершали святые.

Исцеление в католицизме

Католическая церковь верит в то, что Христос пришёл на землю исцелить всего человека — и душу и тело[3]. Среди таинств, признаваемых церковью, одно предназначено для больных людей — елеосвящение. Долгое время таинство использовалось преимущественно над умирающими, однако после Второго Ватиканского собора церковь вернулась к пониманию елеосвящения, как таинства исцеления.

Помимо елеосвящения, католики признают, что Дух Святой даёт некоторым людям особый целительный дар. Исцеления также можно получить в особых «исцеляющих» местах. Ежегодно десятки тысяч верующих католиков за исцелением приезжают в Лурд. Другими знаменитыми центрами паломничества являются Фатима, Кевелар и Меджугорье.

Исцеление в протестантизме

C III века вера в божественное исцеление по молитве постепенно подменяется верой к исцеляющим мощам[4]. Реформация вновь возродила исцеление верой, без использования мощей или обрядов. В исцеление молитвой верили вальденсы и моравские братья. Исцеление верой одобрял Мартин Лютер и другие реформаторы XVI века. В XVII веке исцеление проповедовали баптисты, квакеры и различные пуританские течения. В следующем веке исцелениями больных нередко сопровождалось служение Джона Уэсли, основателя методизма[5]. Исцеления сопровождали и служение немецкие пиетистов; последние привлекли в свои ряды немецкого врача Георга Эрнста Шталя[4]. Баптистский пастор Чарльз Сперджен (1834—1892) весьма заинтересовался учением об исцелении во время эпидемии холеры. Сперджену приписывают многочисленные случаи чудесных исцелений[6].

Исцеление верой в пятидесятничестве

Смит Вигглсворт (1859—1947) молится за больную женщину

Исцеление верой является одной из главных теологических доктрин пятидесятников.[7] Пятидесятники считают, что Иисус своей голгофской жертвой победил не только грех, но и его последствия — болезни. Ценой своей смерти Христос обеспечил искупление всего человека — его духа, души и тела[8]; т. о. исцеление является составной частью спасения[9]. Целительная сила Христа передаётся верующим через крещение Святым Духом и остаётся такой же доступной, как и в апостольские времена.[7].

По мнению пятидесятников, исцеление верой является самым простым из даров Святого Духа.[7]

Главным условием исцеления является вера.[7] Иногда, во время «служения исцеления» проводится молитва с возложением рук и помазание маслом. Подобные практики не являются необходимым условием исцеления, однако проводятся как «поощрение к вере»[10].

Рассказы о многочисленных исцелениях регистрируются с самого начала пятидесятнического движения — с пробуждения на Азуза-стрит. Случаи исцеления приписывают многим евангелистам раннего пятидесятничества — Смиту Вигглсворту[11], Уильяму Брэнхему[12], Оралу Робертсу[13], Эми Семпл Макферсон, Кэтрин Кульман[14] и др. Основатель крупнейшего христианского прихода в мире Дэвид Ёнги Чо перешёл в христианство после исцеления от туберкулёза[15]. О чудесных исцелениях, имевших место во время миссионерских крусейдов, неоднократно сообщает евангелист Рейнхард Боннке.

Ряд общин радикальных пятидесятников отказываются от использования медицины, считая это проявлением неверия Богу[источник не указан 1148 дней].

См. также

Примечания

  1. Ткаченко А. А. Врачевания чины // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 503-505. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3. (заархивированная копия)
  2. Желтов М. С. Водоосвящение // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 140-148. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Таинства исцеления (недоступная ссылка). Катехизис Католической Церкви. Дата обращения: 18 апреля 2013. Архивировано 27 апреля 2012 года.
  4. 4,0 4,1 FAITH HEALING // Encyclopædia Britannica, Volume 10. — 1911.
  5. Гололоб Г.А. Джон Уэсли как убежденный последователь Якоба Арминия. Евангельское арминианство (2012). Дата обращения: 18 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  6. Russel H Conwell. Жизнь Чарльза Хаддона Сперджена = Life of Charles Haddon Spurgeon. — Philadelphia, PA.:: Edgewood Publishing CO., 1892.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Митрохин, 1990, с. 117.
  8. Джеральд Роландс. Раздел D5. Исцеление физических недугов // Пособие для Пастыря / ред. Ральф Махони. — Burbank, CA: World MAP, 1996. — С. D5, 62.
  9. Верной Пурди. Божественное исцеление // Систематическое богословие / ред. Стэнли Хортон. — Springfield, Missouri: Life Publishers International, 1999. — P. 670. — ISBN 07361-0079-2.
  10. AoG Commission on Doctrinal Purity and the Executive Presbytery. Laying on of Hands and Anointing the Sick with Oil (англ.). Assemblies of God USA. Дата обращения: 18 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  11. Melton, 2005, p. 206.
  12. Melton, 2005, p. 102.
  13. Melton, 2005, p. 470.
  14. Melton, 2005, p. 500.
  15. Melton, 2005, p. 593.

Литература