Историческая живопись
Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, формировавшийся в эпоху Возрождения, но окончательно сложившийся в западноевропейском искусстве в XVII веке. Включает жанровые разновидности (или формы) произведений, созданных не только на темы действительных исторических событий, но также на мифологические и библейские (ветхозаветные и евангельские) сюжеты. Произведения исторического жанра «призваны отображать важнейшие эпизоды национальной и общечеловеческой истории в контексте настоящего — событий, историческое значение которых осознано современниками». Поэтому такие произведения представляют героическое прошлое в желаемом виде и часто в угоду заказчикам и могущественным правителям по их непосредственным заказам. Исторический жанр в академическом искусстве наряду с портретным считался «высоким», или «наиболее достойным», в отличие от низких жанров (натюрморта, пейзажа)[1].
История развития
Исторический жанр в русской живописи
Русское искусство середины и второй половины XIX века развивалось под воздействием идеологии и эстетики критического реализма — творческого метода с национально-демократической ориентацией. Начиная с 1820-х годов возникает интерес и анализ жизни русского общества в настоящем и прошлом. В 60-е годы XIX века широкую известность получили картины Вячеслава Шварца на сюжеты русской истории XVI И XVII веков («Сцена из домашней жизни русских царей» и другие полотна). Русские реалисты вскрывали суть общественных отношений через создание не только социальных, но также исторических полотен, воспринимаемых как ключ к современности. В 1870-е годы маркирующим элементом выступил портрет личности исторической значимости («Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Николаевича Ге, «Царевна Софья» Ильи Ефимовича Репина). В 1880-е после убийства народовольцами царя Александра II полотна пронизаны сценами насилия и казни (работы Василия Ивановича Сурикова). В русской живописи рубежа XIX—XX веков проявились черты пейзажного видения мира (термин Алексея Александровича Фёдорова-Давыдова)[2].
Галерея
«Смерть Сократа» (1787) Жака-Луи Давида; Метрополитен-музея (Нью-Йорк, США).
«Вашингтон переправляется через Делавэр» (1851) Эмануэля Лойце. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году» (1861) М. И. Пескова. Самарский областной художественный музей.
«Сцена из домашней жизни русских царей» (1865) Вячеслава Шварца, Русский музей
«Шествие священного быка Анубиса» (ошибочное наименование Аписа) Ф. А. Бриджмена (ок. 1885)
«Набег викингов» (1906) Фердинанда Лике
Примечания
- ↑ Власов В. Г.. Жанр // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 623—626
- ↑ Историческая картина в русской живописи / ред. Астахова Н. В.. — Белый город, 2005. — 583 с. — ISBN 5-7793-0898-5.
Литература
- Историческая живопись // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Историческая картина в русской живописи / ред. Астахова Н. В.. — Белый город, 2005. — (Энциклопедия мирового искусства). — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0898-5.
- Богдан В.-И.Т. Исторический класс Академии художеств второй половины XIX века. - СПб., 2007. - 364 стр. - ISBN 978-5-901751-75-6