Исповедь в иудаизме

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

И́споведь в иудаи́зме — одна из процедур покаяния, заключающаяся в признании в совершённом грехе, включающем раскаяние и предполагает принятие решения в дальнейшем не грешить. В иудаизме термин носит название видуй (ивр.וִדּוּי‏‎ — «признание [грехов], сознавание»); полное исповедание именуется аль хет (‏על חטא‏‎ — «за грех»); а древняя краткая форма — ашáмну (‏אשמנו‏‎ — «мы провинились»).

В Библии

Понятие исповеди часто встречается как в Пятикнижии, так и в других книгах Танаха. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва[1].

Танах не предписывает какую то определённую форму исповеди, а содержащиеся в нём формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт. 4:13), Моисея (Исх. 32:31), Ахана (Нав. 7:20), Давида (2Цар. 12:13). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: Пс. 38, 51; Езд. 9:6—11, 15; Неем. 1:6, 7; 9:6—35[1].

Исповедание грехов (видуй)

В иудаизме исповедание грехов (‏וִדּוּי‏‎, видуй) в современном значении впервые появляется в Мишне[2]. Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис. 5:6, 7), галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием[3].

Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-Киппур за себя, свою семью, кохенов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно, исповедь) перечислены 3 разновидности греха: извращение [закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них[4]. Формулы личной исповеди, читаемые в литургии на Йом-Киппур[5], очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.

Полное исповедание (аль хет)

Полное исповедание грехов (видуй), в котором каждая фраза вводится формулой «прости нам прегрешения наши, которые мы совершили пред Тобою тем, что…» и отдельные прегрешения перечисляются в алфавитном порядке называется аль хет (על חטא)[6].

В сефардском ритуале каждой букве алфавита соответствует 1 грех, тогда как у ашкеназов упоминается сразу о двух прегрешениях и упоминание второго греха вводится словами «а также за грех…». Это исповедание грехов повторяется при каждой амиде дня Всепрощения, за исключением заключительной молитвы Йом-Киппура (Неила). Сефарды только первый раз произносят аль хет полностью; при повторных молитвах они приводят лишь его сокращённую форму[6].

У евреев северных стран перечисление грехов поётся протяжно, в минорном тоне, причём 4 раза прерывается молитвенным возгласом «относительно всего этого, о Боже Всемилостивый, прости нас, отпусти нам и даруй нам прощение». Этот перерыв характеризуется применением специального песнопения, мелодия которого встречается и в других покаянных молитвах. По той же мелодии поётся приглашение обещающих произнести благодарственную молитву после еды[6].

Древняя форма (ашамну)

Ашáмну (אשמנו — «мы провинились») — старая краткая форма исповеди видуй, упоминаемая в Талмуде и Дидахе и изложенная по алфавиту (признание каждого греха в отдельности начинается с буквы еврейского алфавита в последовательном порядке), причём круглое число 24 слов, из которых состоит молитва, достигается путём 3-кратного повторения последней буквы, ת (тав)[7].

Первоначально молитву «Ашамну» пел кантор вместе с общиной, однообразным или простым напевом широкого размера с оттенком торжественности; впоследствии же в польских общинах мотив этот вследствие частого повторения молитвы в Йом-Кипур подвергся переработке и из торжественного пения всей общиной стал сольным речитативом кантора. Сначала молящиеся повторяли за кантором каждое слово молитвы; затем последний стал лишь подавать тон молящимся и выжидать окончания ими каждой из четырёх строф, состоящих из определённого числа средних глаголов, последний из которых, за исключением конечной строфы, является переходным с прямым дополнением; после этого кантор уже приступал к соло[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Исповедь — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Мишна Биккурим 2:2; Меггила 2:5
  3. Сифри Чис. 2, 3; Маймонид Мишне Тора, Законы раскаяния 1:1
  4. Мишна, Иома 3:8; 4:2; 6:2
  5. Иерусалимский Талмуд, Иома 8:9, 45 в; Вавилонский Талмуд, Иома 87 б; Мидраш Вайикра Раба 3:3
  6. 6,0 6,1 6,2 Ал-Хет // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  7. 7,0 7,1 Ашамну // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Ссылки