Исламская мифология

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Исламская мифология, мусульманская мифология — комплекс мифологических представлений, присутствующий в среде мусульман[1]. Ислам представляет собой религию, которая больше затрагивает вопросы общественного порядка и закона, чем религиозных ритуалов или мифов[2]. Ряд традиционных повествований определяются как «исламские мифы», в том числе мифы о сотворении мира и загробной жизни, которые ислам разделяет с другими авраамическими религиями[2].

Традиционная биография исламского пророка Мухаммеда, общепризнанна преимущественно исторической по своему характеру, а ислам меньше зависит от мифологии, чем иудаизм и христианство. Каноническое повествование включает в себя два ключевых сверхъестественных события: божественное откровение, в результате которого Аллахом был передан Корана, и Исра и мирадж — ночное путешествие пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса. Кроме того, исламские писания содержат ряд легендарных повествований о библейских персонажах, которые в некоторых деталях расходятся с еврейскими и христианскими традициями[2].

В ходе развития исламская мифология включила элементы арабской мифологии, представлений этнически различных оседлых жителей оазисов и городов, мифологии этносов Южной Аравии, включая йеменскую мифологию, представления, мотивы и образы в представлениях завоёванных мусульманами этносов Ближнего Востока. Окончательные формы словесности и сюжетов сформировался преимущественно вне Аравии, в социумах, имевших богатые древние письменные традиции письменной культуры и развитую сословно-классовую структуру, включая Сирию, Ирак, Иран, Египет, Испанию. Исламская мифология отрицает языческую мифологию. Арабским историком второй половины VIII — начала IX века Хишамом ибн аль-Калби в «Книге об идолах» приведено большое число свидетельств о стихийном отказе от поклонения языческим божествам, нарушении языческих религиозных запретов. Основообразующим слоем является мифология Корана, где Мухаммедом даётся новое осмысление окружающей действительности. Согласно исламу Коран вложил в уста Мухаммеда сам Аллах. Преимущественно состав Корана сложился после смерти Мухаммеда, в середине VII века. Исламская мифология в рамках своего историко-культурного контекста является органичной и оригинальной, она находится в одном типологическом ряду с иными мифологиями древности[1].

Другим основным источником изучения исламской мифологии является исламское священное предание ислама, сунна, которая основана на хадисах, представляющих собой повествования о жизни Мухаммеда, в которые включены также древние мифологические традиции. В исламскую мифологию Средних веков, развивавшуюся на основе Корана, в большом объёме вошли и иные мифологические сюжеты, персонажи и образы из местных мифологий. С VIII века на арабском языке развивались разнообразные области знания, по причине чего исламская мифология оказалась ограничена сферами священной истории, космогонии и эсхатологии. Большое число коранических и послекоранических персонажей с течением времени перешли также в фольклорные и литературные образы[1].

Существенная роль в развитии исламской мифологии, в особенности начального послекоранического периода принадлежит первым комментаторам Корана, богословам и странствующим проповедникам и толкователям священного предания, благодаря которым исламскую мифологию обогатили сюжетные материалы, мотивы и образы, восходившие к мифам древней Аравии и Передней Азии. Наиболее известными такими рассказами из священной истории являются произведения отдельного жанра исламской литературы, кисас аль-анбийа, сказания о пророках, которые существенно повлияли на местные мифологические традиции и религиозный фольклор. Странствующие проповедники стали промежуточным звеном для дальнейшего перехода большого числа коранических повествований в притчу, в религиозный фольклор и, в итоге, в этико-дидактические литературные произведения[1].

Начавшись как реакция на эпоху Просвещения в Европе и угрозу западного колониализма, салафитский реформизм искал более практичную модель для «восстановления уммы», преуменьшая мистические, космические и мифологические аспекты, приписываемые Мухаммеду, одновременно подчеркивая социальную и политическую роль сунны[3].

Многие приверженцы «Братьев-мусульман» отвергают большинство традиционных исламских мифологических повествований. Сейид Кутб попытался расторгнуть связь между Хидром и Кораном, отвергнув его отождествление с безымянным «рабом Аллаха», упомянутым в 18-й суре Корана «Аль-Кахф». Соответственно, приверженцы кутбистской мысли перестали воспринимать Хи и соответствующую ему мифологию как связанные с исламом[4]. Учение Сулеймана Ашкара  (англ.) не одобряют многие традиционные материалы, касающиеся ангелов, в том числе тексты классических исламских учёных, которые их использовали, что привело к маргинализации исламской мысли об ангелах, включая имена и истории об их происхождении[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Грязневич, 1988.
  2. 2,0 2,1 2,2 Leeming, 2005, pp. 207—211.
  3. Daniel W. Brown Rethinking Tradition in Modern Islamic Thought Cambridge University Press ISBN 9780521653947 p. 65
  4. Quintan Wiktorowicz Quintan Wiktorowicz Pages 207-239 | Received 10 Jan 2005, Accepted 12 Apr 2005, Published online: 19 Aug 2006
  5. Stephen Burge Angels in Islam: Jalal al-Din al-Suyuti's al-Haba'ik fi Akhbar al-malik Routledge 2015 ISBN 978-1-136-50473-0 p. 13-14.

Литература