Искушение святого Антония (картина Дали)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Искушение святого Антония (картина Дали).jpg
Сальвадор Дали
Искушение святого Антония. 1946
исп. La tentación de San Antonio
Холст, масло. 90 × 119,5 см
Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

«Искушение святого Антония» (исп. La tentación de San Antonio) — картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали, написанная в 1946 году. Хранится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Работа является предшественником произведений Дали, входивших в широко известный «классический период», или «Ренессанс Дали».

История

Дали написал картину «Искушение святого Антония» в 1946 году для конкурса по созданию образа искушаемого святого для фильма, снятого по мотивам новеллы Ги де Мопассана «Милый друг» американским кинорежиссёром Альбертом Левиным. Это был единственный художественный конкурс, в котором участвовал Дали. В конечном счёте автором картины, выбранной для фильма, стал художник-сюрреалист Макс Эрнст[1].

Картина содержит множество сюрреалистических элементов, характерных для работ Сальвадора Дали. Работа стала первым произведением, отразившим интерес художника к пространству между Небом и Землей[2]. В настоящее время картина находится в Королевском музее изящных искусств Бельгии[3].

Описание

Картина «Искушение святого Антония» написана масляными красками на холсте. На ней изображен пустынный пейзаж: линия низкого горизонта с высокими облаками и тёмными тёплыми тонами в лазурном небе. Фигура Святого Антония опускается на колени в левом нижнем углу, в правой руке он держит крест. Человеческий череп лежит у его правой ноги. Парад слонов во главе с конём приближается к преподобному Антонию. Слоны несут символические предметы, представляющие искушение: статую обнажённой женщины, стоящей в чаше желания, обелиск, небольшое сооружение с фрагментом обнажённого женского тела и башню. Животные изображены с длинными, веретенообразными ногами, что делает их образ невесомым. На заднем фоне можно увидеть монастырь Эскориал.

Анализ картины

Антоний Великий — реально существовавший отшельник, живший в пустыне III-IV веках. Практически каждую ночь к праведнику являлся Сатана и, искушая его, насылал всевозможные соблазняющие, греховные видения[4]. Картина отображает момент противостояния Святого Антония искушениям. В этом деле ему помогает крест — символ несокрушимой веры отшельника. Нагое тело святого олицетворяет его слабость.

Фокусом работы является парад животных, расположившийся в центре картины. Возглавляющая парад лошадь олицетворяет силу, сладострастие и могущество. Далее зритель видит слонов, каждый из которых несет на себе плоды искушения. Первый слон с левой стороны несёт на спине золотую чашу похоти, в которой стоит обнажённая женщина, подчёркивая своим образом эротический характер композиции. Слон посередине несет обелиск — символ власти, напоминающий работу знаменитого скульптора из Рима Бернини. Два последних слона обременены венецианскими зданиями в стиле Палладио[5]. На заднем плане также присутствует слон, несущий высокую башню с фаллическими обертонами, а в облаках можно увидеть несколько фрагментов Эскориала, символа закона и духовного порядка. Ноги слонов изображены гротескно худыми и вот-вот могут сломаться и обрушить на святого грехи.

Дали полагал, что многие предметы обладают духовной силой, и хотел запечатлеть её в своей живописи; такие представления были навеяны художнику его увлечением атомной энергетикой, в частности, атомной бомбой, которую он находил особенно мистической и мощной[2]. Данное полотно является первой из работ Сальвадора Дали, в которой автор проявил интерес к таким темам, как левитация и нейтрализация гравитации, и «… стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры»[6].

Литература

  • Искушение святого Антония, Сальвадор Дали, 1946. Музеи мира и картины известных художников
  • История одного шедевра: «Искушение святого Антония» Дали. diletant.media. 
  • Макс Эрнст. Искушение святого Антония
  • «Dali, The Temptation of saint Anthony at the Royal Museums of Fine Arts of Belgium». Retrieved 13 September 2018. Искушение святого Антония, Сальвадор Дали, 1946]. Музеи мира и картины известных художников.
  • Fiona Bradley. Dalí (Domènech), Salvador // Oxford Art Online. — Oxford University Press, 2003.
  • The temptation ot Saint Anthony // Max Beckmann’s Triptychs. — Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press. — ISBN 978-0-674-49765-8.

Примечания

  1. Макс Эрнст. Искушение святого Антония. Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 31 декабря 2019 года.
  2. 2,0 2,1 Fiona Bradley. Dalí (Domènech), Salvador // Oxford Art Online. — Oxford University Press, 2003.
  3. "Dali, The Temptation of saint Anthony at the Royal Museums of Fine Arts of Belgium". Retrieved 13 September 2018.. Музеи мира и картины известных художников. Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 14 сентября 2020 года.
  4. Искушение святого Антония, Сальвадор Дали, 1946. Музеи мира и картины известных художников. Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 13 мая 2020 года.
  5. The Temptation ot Saint Anthony // Max Beckmann's Triptychs. — Cambridge, MA and London, England: Harvard University Press. — ISBN 978-0-674-49765-8.
  6. История одного шедевра: «Искушение святого Антония» Дали. diletant.media. Дата обращения: 19 января 2020. Архивировано 4 июля 2018 года.