Искусство тканья азербайджанских ковров

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Азербайджанка ткет ковёр. Начало XX века

Традиционное искусство ткачества азербайджанских ковров (азерб. Ənənəvi Azərbaycan xalçaçılıq sənəti) — ручное производство азербайджанского ковра ворсового и безворсового типов, отличающегося разнообразием размеров, плотности текстуры, узоры которого характерны для многих областей ковроткачества в Азербайджане[1].

Процедура

Инструменты для ткания азербайджанских ковров

По технике изготовления и фактуре азербайджанские ковры делятся на два резко разнящихся вида: безворсные («паласы», «джеджимы», «сумахи», «килимы», «зили», «верни» и др.) и ворсовые (большие — «хали» и сравнительно мелкие — «халча»)[2]. Иранский учёный-искусствовед Карим Мирзаи в своём очерке «Азербайджанский ковёр от Дербента до Сарбанда через Шахсевенов», исследуя на основе трудов Яна Беннета, Лятифа Керимова и Николаса Фоккера воздействие этнографической группы азербайджанцев — шахсевенов на развитие ковроткачества в Азербайджане, начиная с XVII века, приводит следующую типовую градацию азербайджанских ковров на основе техники исполнения: тип «Борчалы-Казак»; тип А — кубинский ковёр «гюмюль»; тип А-1 — «муганский ковёр»; тип А-2 — «занджанский ковёр»; тип А-3 — «сарбандский ковёр»; тип Б — «шушинский ханский ковёр»; тип Б-1 — «тебризский ковёр»; тип Б-2 — «сарбандский тебризский ковёр»; тип В — «кубинский алпанский ковёр»; тип В-1 — «зенджан-алпанский»; тип Г — «дербентская бута»[3].

Ковроделие является частью семейной традиции, которая передаётся как устно, так и в ходе практических занятий. Весной и осенью мужчины стригут овец, пока весной, летом и осенью женщины собирают красители, прядут и красят пряжу. Ткачество осуществляется в течение зимы женщинами — членами большой семьи, девушки обучаются у своих матерей и бабушек, а невестки помогают своим свекровям. Ковёр производится на горизонтальных или вертикальных станках с использованием разноцветной шерсти, хлопка или шёлковых нитей, окрашенных натуральными красителями. Применяя специальные методы, чтобы создать ворсовые ковры, ткачи завязывают ворсовую пряжу вокруг нитевой основы; безворсовые ковры изготовляются по-разному, когда переплетаются ткани с разнообразными узорами. Резка готовых ковров из ткацкого станка — необычайно важная процедура[1].

Cлаву ткачей, способных соткать ковры любого качества и сложности, начиная от простых шерстяных, заканчивая сложными шелковыми коврами, приобрели азербайджанские ковроткачи Тебриза[4].

Ковроделие в жизни общества

Азербайджанские дети играют на ковре во время праздника Новруз

Ковроделие тесно связано с повседневной жизнью и обычаями общества. Так, девочки, сидя на коврах, гадают и поют традиционные песни на праздник Новруз. Ковёр широко используется для украшения мебели и дома, а также специальные ковры ткут для лечебных целей, для свадебных церемоний, при рождении ребёнка, для траурных ритуалов и молитв[1]. В большинстве домов, в основном, в гостиных, а также в спальнях ковры вешаются на стены, на пол же, в соответствии с традициями, стелятся маленькие ковры и паласы[5].

В прошлом ковроткачеством занимались практически в каждой азербайджанской семье. Это искусство настолько ценилось в народе, что приходившие сватать девушку обязательно спрашивали, умеет ли она ткать ковёр[6].

В списке Всемирного наследия

16 ноября 2010 года на одном из заседаний Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходивших с 15 по 19 ноября в Найроби под председательством Оле Иакова Миарон из Кении, традиционное искусство ткания азербайджанских ковров в Азербайджане было внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества[7].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 The traditional art of Azerbaijani carpet weaving in the Republic of Azerbaijan (англ.). unesco.org. Официальный сайт ЮНЕСКО. Дата обращения: 22 июля 2019. Архивировано 5 декабря 2010 года.
  2. Бретаницкий Л. С., Веймарн Б. В. Искусство Азербайджана IV — XVIII веков / Редактор И. А. Шкирич. — Москва: Искусство, 1976. — С. 242. — 272 с.
  3. Karim Mirzaee, Tehran Art University. «Azerbaijani Carpet from Darband to Sarband via Shahsavans». Azerbaijanian carpet. — Baku:Elm, p. 118—119. — ISBN 5-8066-1758-0
  4. Andrew Burke, Mark Elliot. Iran. — Lovely planet, 2008. — Т. 5. — С. 64. — ISBN 9781741042931.
  5. Аббасов А. А. Образ жизни в новых городах Азербайджана. — Б.: Элм, 1987. — С. 153. — 199 с.
  6. Налбандов В. Ковра восточного узор // Советский музей. — 1986. — № 6. — С. 55.
  7. Праздники, методы врачевания и ремесленные навыки и кулинарное мастерство обогатят Репрезентативный список нематериального наследия // Официальный сайт ЮНЕСКО. — 2010. — 16 ноября.

Ссылки