Наука любви

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Искусство любви»)
Наука любви
Наука любить, Искусство любви
Обложка «Искусства любви» изданной во Франкфурте в 1644 годуОбложка «Искусства любви» изданной во Франкфурте в 1644 году
Общая информация
Автор Публий Овидий Назон
Предыдущая Героиды
Любовные элегии
Следующая Лекарство от любви
Жанр дидактическая поэма
Оригинальная версия
Название лат. Ars Amatoria
Язык латинский
Место издания Римская империя
Год издания II век
Русская версия
Переводчик М. Л. Гаспаров
Автор предисловия В. С. Дуров
Автор комментариев М. Л. Гаспаров
Место издания СПб.
Издательство Биографический институт «Студиа Биографика»
Год издания 1994
Страниц 512
Тираж 30000
Носитель твёрдый
Состав книги «Любовные элегии», «Героиды», «Скорбные элегии», «Письма с Понта», «Ибис».
ISBN 5-900118-07-X

«Нау́ка любви́», также «Нау́ка люби́ть» и «Иску́сство любви́» (лат. Ars amatoria, Ars amandi) — цикл дидактических элегий в трёх книгах, написанный древнеримским поэтом Публием Овидием Назоном в начале I века[1][2]. В произведении описаны основы учтивого поведения мужчин и женщин, а также различные приёмы и уловки в отношениях.

Наряду с философской поэмой Лукреция «О природе вещей» и дидактической поэмой Вергилия «Георгики» «Наука любви» — назидательное произведение, имеющее поэтичность и ритм элегической строфы  (англ.) и отличающееся обильным использованием мифологических образов. Наряду с «Пиром» Платона, «Сатириконом» Петрония Арбитра, арабским «Благоуханным садом» и индийской «Камасутрой», «Наука любви» является одним из самых эротичных в мире литературных произведений[3].

Дополнением к Ars amatoria считается (фрагментарно сохранившаяся) поэма «Притиранья для лица»[4].

История написания

Наука любви пользовалась большим успехом у читателей, что вдохновило Овидия на написание продолжения — дидактической поэмы «Лекарства от любви».

Считается, что «Наука любви» послужила причиной долговременной ссылки Публия Овидия в город Томис на берегу Понта Эвксинского. Это косвенно признаёт и сам Овидий в «Письмах с Понта» и «Скорбных эллегиях», называя в качестве причины своего изгнания стихи, под которыми подразумевается «развращающая» «Наука любви» и «оплошность, опрометчивый шаг» (лат. error). В свою очередь, современники и после видели причины немилости Августа к поэту в изгнании императором своей внучки, Юлии Младшей, которую дед осудил за разврат. Вынесенные Августом одновременно два приговора, которые являлись лишь ступенью в борьбе за наследование власти (Юлия имела такие же права, как и Марк Випсаний Агриппа Постум), придавали первому императору образ борца за высокую нравственность, жёстко пресекавшего губящее римское общество распутство, поборником которого считал Овидия. При этом, Октавиан не обращал внимания на то, что со времени выхода в свет «Науки любви» прошло уже десять лет, поскольку не желал создавать прецедент осуждения писателя за творчество, как позднее, согласно ТацитуАнналы», IV, 34), подобная участь постигла историка Кремуция Корда от Тиберия[5][6][7][8].

Содержание

Иллюстрация к первому тому
Иллюстрация ко второму тому

«Наука любви» состоит из трёх книг, где в первых двух поэт даёт советы мужчинам как правильно привлечь внимание женщины и обольстить её, а в последней, третьей книге — советы женщинам, как завоевать мужчину.

Оценки

И. М. Троцкий (Тронский) отмечал[1]: «Обычная в римской элегии маска поэта — „учителя любви“ — находит своё завершение в дидактических поэмах О.: „Наука любви“ (Ars amatoria) и „Средство от любви“ (Remedia amoris), пародирующих по своему построению научные трактаты, написанных в иронически-наставительном тоне и с изощрённой риторической техникой. Остро отточенные сентенции и повествования на мифологические темы чередуются с бытовыми картинками светского Рима; поэт не скрывал своего насмешливого отношения к официальному преклонению перед старинными добродетелями.»

А. Ф. Лосев отмечал[9]: «„Наука любви“ представляет собой тоже написанный по всем правилам риторики стихотворный трактат по образцу многочисленных руководств эллинистического времени, посвящённых игре в кости или мяч, плаванию, приёму гостей, кулинарному искусству и т. д. Первые две книги дают советы мужчинам как привлечь женщину, третья книга — женщинам о привлечении мужчин»

В то же время в истории были случаи, когда «Наука любви» оценивалась иначе. Так в 1497 году итальянский монах и религиозный реформатор Джироламо Савонарола сжёг тексты произведения Овидия во Флоренции. А в 1930 году Таможенная служба США  (англ.) изъяла перевод на английский язык[10].

Влияние

В Средние века «Наука любви» была включена в учебные программы школ со второй половины XI века. А наибольший успех произведения пришёлся XIIXIII века, когда влияние элегии Овидия было настолько сильным на литературу того времени, что немецкий медиевист и палеограф Людвиг Траубе  (англ.) назвал его «эпохой Овидия» (лат. aetas Ovidiana)[11].

А. С. Пушкин познакомился с «Наукой любви» ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, и в дальнейшем это произведение нашло отражение в творчестве (например в поэме «Евгений Онегин») в виде аллюзий[12]. Ю. М. Лотман отмечал в комментариях к «Евгению Онегину»[13]: «Упоминание „Науки любви“ резко снижает характер любовных увлечений Онегина. Это особенно ощущалось в черновых вариантах первой главы с их упоминаниями „б<есст>ыдных наслаждений“ (VI, 243): Любви нас не природа учит А первый пакостный роман… (VI, 226). Ссылка на Овидия как создателя „любовной науки“ традиционна в „щёгольском наречии“. А. В. Храповицкий в предисловии к „Любовному лексикону“ писал: „Всякому же известно, что Овидий, гражданин древнего Рима, приметив любовные хитрости, сочинил книгу о любовном искусстве. Итак тогда ещё любовь сделалась наукою“».

М. И. Цветаева любила повторять в своём творчестве строчку из элегии: «Всё же промчится скорей — песней обманутый день…»[14]. Хотя в 1928 году в переписке с Н. П. Гронским призналась, что так и не успела познакомиться с «Наукой любви»[15].

Издания на русском языке

Примечания

  1. 1,0 1,1 Троцкий, 1934.
  2. Маркова, 2009, с. 141.
  3. Le Point, 2006.
  4. Лисовый, Ревяко, 1997, Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник мифологических богинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий её отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», с. 155.
  5. Ошеров, 1983.
  6. Norwood, 1964.
  7. Petit, 1974, p. 63.
  8. Christol, Nony, 2003, p. 145.
  9. Лосев, 1986, с. 362.
  10. Gibson, Green, Sharrock, 2006.
  11. McKinley, 2001, p. xiii.
  12. Шапир, 2009, с. 107—108.
  13. Лотман, 1995, с. 558.
  14. Ельницкая, 2004, с. 47.
  15. Кононова, 2010, с. 166.
  16. Блок, 1962, с. 580—581.

Литература

на русском языке
на других языках
  • The Art of Love: Bimillennial Essays on Ovid's Ars Amatoria and Remedia Amoris / Roy Gibson, Steven Green, Alison Sharrock, (eds.). — Oxford: Oxford University Press, 2006. — 375 p.
  • Christol M.  (фр.), Nony D. Rome et son empire, des origines aux invasions barbares. — Hachette Éducation, 2003. — 304 p. — (HU Histoire). — ISBN 2011455421.
  • Daams S. Epische und elegische Erzählung bei Ovid. Ars amatoria und Metamorphosen. — München: M-Press, 2003.
  • Grimal P. Rome et l’amour. — P.: Robert Laffont, 2007. — ISBN 9782221106297.
  • Haight A. L., Grannis C. B. Banned Books 387 BC to 1978 AD. — R.R. Bowker & Co, 1978.
  • Heldmann K.  (нем.). Dichtkunst oder Liebeskunst? Die mythologischen Erzählungen in Ovids Ars amatoria. — Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2001.
  • Kettemann U. Interpretationen zu Satz und Vers in Ovids erotischem Lehrgedicht. Intention und Rezeption von Form und Inhalt. — Frankfurt am Main: Lang, 1979.
  • McKinley K. L. Reading the Ovidian Heroine: „Metamorphoses“ Commentaries 1100—1618. — Leiden: Brill Publishers, 2001. — 187 p.
  • Norwood F. The Riddle of Ovid's Relegatio // Classical Philology  (англ.). — 1964. — Vol. 58. — P. 150—63.
  • Petit P.  (фр.). Histoire générale de l’Empire romain. — Éditions du Seuil, 1974. — Vol. I. — 307 p. — ISBN 2020026775.
  • Sade Bataille Apollinaire Ovide : Les textes fondamentaux de l'érotisme // Le Point. — 2006. — № 9.
  • Sprung R. C. The Reception of Ovid's Ars Amatoria in the Age of Goethe', Senior Thesis. — Harvard College, 1984.
  • Wildberger J. Ovids Schule der "elegischen" Liebe. Erotodidaxe und Psychagogie in der "Ars amatoria". — Frankfurt am Main: Lang, 1998.

Ссылки