Исидор (Никольский)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Исидор и фамилией Никольский.
Митрополит Исидор
Митрополит Исидор
Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский, экзарх Финляндии
1 июля 1860 — 7 сентября 1892
Церковь Русская православная церковь
Предшественник Григорий (Постников)
Преемник Антоний (Вадковский) (в/у)
Палладий (Раев)
Митрополит Киевский и Галицкий
1 марта 1858 — 1 июля 1860
Предшественник Филарет (Амфитеатров)
Преемник Арсений (Москвин)
Архиепископ Карталинский и Кахетинский,
экзарх Грузии
12 ноября 1844 — 1 марта 1858
Предшественник Евгений (Баженов)
Преемник Евсевий (Ильинский)
Архиепископ Могилёвский и Мстиславский
6 апреля 1840 — 12 ноября 1844
Предшественник Смарагд (Крыжановский)
Преемник Анатолий (Мартыновский)
Епископ Полоцкий и Виленский
5 июня 1837 — 6 апреля 1840
Предшественник Смарагд (Крыжановский)
Преемник Василий (Лужинский)
Епископ Дмитровский,
викарий Московской епархии
11 ноября 1834 — 5 июня 1837
Предшественник Николай (Соколов)
Преемник Виталий (Щепетев)

Имя при рождении Иаков Сергеевич Никольский
Рождение 1 (12) октября 1799(1799-10-12)
село Никольское, Каширский уезд, Тульская губерния
Смерть 7 (19) сентября 1892(1892-09-19) (92 года)
Принятие монашества 22 августа 1825 года
Епископская хиротония 1 ноября 1834 года

Митрополи́т Иси́дор (в миру Я́ков Серге́евич Нико́льский; 1 (12) октября 1799, село Никольское, Каширский уезд, Тульская губерния — 7 (19) сентября 1892, Санкт-Петербург) — епископ Православной российской церкви; митрополит Киевский; затем, с 1 июля 1860 года, — Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего синода.

До июля 1865 года именовался «митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский».

Биография

Рисунок П. Бореля с фотографии Р. Соболева (1892)
Предание земле тела почившего святителя Исидора в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры. Рисунок Карла Брожа с натуры (1892)

Родился в селе Никольском Каширского уезда Тульской губернии (сегодня — юго-восточная окраина города Пущино Московской области[1]). Младший ребёнок в семье Сергея Ивановича Никольского, диакона церкви Святых Бессребреников Космы и Дамиана, и его жены Анны Ивановны. Внук священника Космодамианской церкви Ивана Фёдорова (по отцу) и священника Воздвиженской церкви села Лукино Серпуховской округи Ивана Семёнова (по матери).

Якову едва исполнился год, когда в декабре 1800 года умер отец. Учился грамоте у зятя (мужа старшей сестры Евдокии Ивана Дмитриевского). Окончил Тульское духовное училище, после чего поступил в Тульскую духовную семинарию, которую окончил в 1821 году. После этого поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1825 году, будучи вторым по успеваемости на курсе[2].

22 августа 1825 года был пострижен в монашество под именем Иси́дор, 28 августа определён бакалавром по предмету Священного Писания и герменевтики и назначен библиотекарем академии, 29 августа посвящён в иеродиакона, 5 сентября в иеромонаха, 17 декабря утверждён в степени кандидата («Позднее утверждение в степени кандидата объясняется тем, что весь курс подвергнут был дисциплинарному взысканию, и потому никто не был выпущен со степенью кандидата»[3]), 30 октября 1826 года — магистра богословия.

14 августа 1829 года иеромонах Исидор был возведён в сан архимандрита; определён настоятелем Петропавловского монастыря в Мценске и одновременно назначен ректором Орловской духовной семинарии.

Архиерейское служение

С 11 ноября 1834 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии и управляющий Саввино-Сторожевским монастырём. С 5 июня 1837 года епископ Полоцкий и Виленский, с 1840 года Могилёвский и Мстиславский, с 12 ноября 1844 года экзарх Грузии. 26 августа 1856 года принимал участие в коронации императора Александра II и Высочайшим рескриптом был возведён «лично» в сан митрополита[4][5].

В Полоцке и Могилёве Исидор участвовал в борьбе с латинством и унией; на Кавказе основал местное братство для борьбы с «магометанством»[6] и язычеством, развившееся потом в «Общество восстановления христианства на Кавказе». Письма его за это время к Иннокентию, архиепископу Херсонскому, свидетельствуют о его трудах по восстановлению древних храмов и христианскому просвещению горцев.

С 1 марта 1858 года митрополит Киевский, с 1 июля 1860 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

Будучи правящим епископом Санкт-Петербурга, устроил два крупных благотворительных учреждения:

В рамках своих обязанностей освятил сотни храмов, в том числе Воскресенский собор Воскресенского Новодевичьего монастыря (2 июля 1861), Воскресенскую церковь при больнице Святого Пантелеймона.

Руководил работой по переводу Священного Писания на русский язык на завершающем её этапе (1860—1877).

С 1 июля 1860 года — первенствующий член Святейшего правительствующего синода. Председатель Высочайше утверждённого Присутствия по делам православного духовенства[7].

15 марта 1881 года возглавил в Петропавловском соборе отпевание императора Александра II. 15 мая 1883 года в Москве, в кремлёвском Успенском соборе короновал императора Александра III.

Причислен ко всем российским орденам, доступным духовному лицу: Святого Владимира четырёх и Святой Анны трёх степеней, Святого Александра Невского с бриллиантами, 27 марта 1866 года был сопричислен к высшему ордену империи — Святого апостола Андрея Первозванного; 16 апреля 1872 года ему были пожалованы также алмазные знаки отличия к нему. Имел Высочайше пожалованную митру с бриллиантовым крестом, бриллиантовую панагию, три портрета императоров, при которых протекало его архиерейское служение — Николая I, Александра II и Александра III, усыпанных бриллиантами, греческий орден Спасителя 1-й степени, черногорский орден Святого Даниила 1-й степени[8]. В день 50-летней годовщины его епископской хиротонии ему Высочайшим указом были пожалованы знаки патриаршего сана — право ношения двух панагий и преднесения креста[9].

Был почётным членом многих научных обществ и академий: Копенгагенского музея северных древностей, Императорского Русского географического общества, Киевской и Московской академических конференций, Санкт-Петербургского университета, Медико-хирургической академии.

Ценная коллекция рукописей и документов была принесена им в дар библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии.

Оставил весьма своеобразный след в истории русской науки, в 1867 году направив в Правительствующий сенат «обращение» с требованием отстранить академика Ивана Сеченова от работы в Медико-хирургической академии и сослать его в Соловецкий монастырь «для смирения и исправления» за его «предерзостное душепагубное и вредоносное учение» (имелись в виду не только личные беседы двух академиков Военно-медицинской академии — Сеченова и Исидора, но и работы Сеченова по психофизиологии, в первую очередь, классическая статья «Рефлексы головного мозга», обнародованная после выигранного Сеченовым судебного спора в августе 1867 года). Требованию не был дан ход, Сеченов не был сослан на поселение в Соловки, но после получения Сенатом требования Исидора на всякий случай выехал за границу под благовидным предлогом «академического отпуска на двенадцать месяцев для лечения кожной аллергии».

До последних месяцев жизни Исидор совершал богослужения и возглавлял архиерейские хиротонии. Своё 90-летие встретил в селе Козловке, куда выезжал на освящение Покровского храма.

Умер 7 сентября 1892 года, не дожив трёх недель до 93-летия[10]. Похоронен в церкви преподобного Исидора Пелусиота Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Оценки современников и исследователей

Председатель Совета министров С. Ю. Витте вспоминал о митрополите Исидоре:

«Я помню, когда я был ещё совсем мальчиком, экзархом Грузии был очень почтенный старец иерарх Исидор[11], который впоследствии очень продолжительное время был Петербургским митрополитом. Исидор, как в Тифлисе, так и потом в качестве Петербургского митрополита, пользовался совершенно заслуженной репутацией очень умного иерарха, отличного администратора и истинного монаха по своей жизни»[12]

Начальник библиотеки и архива Святейшего Синода Аполлинарий Львов характеризовал широту и независимость взглядов митрополита Исидора на примере его спора с К. П. Победоносцевым по поводу похорон И. С. Тургенева:

«Победоносцев поехал к Исидору и просил его не разрешать архиерейского служения, говоря, что Тургенев как человек неверующий, никогда не ходивший в церковь, не исповедавший ее постановлений, наконец, как постоянно якшавшийся с нигилистами и анархистами, совсем не заслуживает погребения… Но Исидор с свойственною ему невозмутимостью не находил причин к отказу погребения, так как за все содеянное ответит пред Богом сам почивший…»[13]

«…Как первенствовавший член Святейшего Синода и старейший из всех русских иерархов (почти всех их хиротонисавший) он получал от них массу запросов по разным сомнительным случаям архипастырской практики и на все предложенные запросы давал советы и указания… Нравственное влияние митрополита Исидора среди русской иерархии и светских чиновников духовного ведомства было громадное… На его глазах совершались все выдающиеся реформы и преобразования в духовном ведомстве за настоящее столетие, и потому он мог подвести всегда живую справку о скрытых мотивах некоторых из этих реформ и преобразований и об отношении и участии в них тех или других деятелей. Бывали случаи, когда он одним словом мог затормозить или совсем отклонить какой-нибудь проект. Поэтому все прислушивались к его словам, и всем приходилось считаться с ним».[14]

«Долголетие дало ему имя патриарха, — патриархом был он и по дальновидному уму своему, необыкновенно спокойному характеру, обширным познаниям и по своей деятельности»[15]

Епископ РПЦЗ Никон (Рклицкий) писал о нём в эмиграции:

«Это был иерарх безупречной строгой жизни, отличавшийся личным благочестием, но, по отзыву владыки Антония[16], самостоятельных богословских воззрений он не имел. Он был типичным представителем кастового духовенства, стараясь во всем подражать скончавшемуся в 1867 году московскому митрополиту Филарету, имевшему огромное влияние на иерархию всей России. В отношении подчиненного духовенства митрополит держался недоступно, величественно и несколько грубо. В Академии, высшим попечителем которой он был, бывал весьма редко».[17]

Примечания

  1. Руины храма в селе Никольское (юго-восточная окраина г. Пущино). Дата обращения: 25 августа 2017. Архивировано 24 августа 2017 года.
  2. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии 1814—1894, 1896—1918 гг.. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. Рожинцев А. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Иаков Сергеевич Никольский) (см.: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/09/20/mitropolit_sankt-peterburgskij_i_novgorodskij_isidor_iakov_sergeevich_nikol_skij/ Архивная копия от 27 сентября 2015 на Wayback Machine).
  4. Санкт-Петербургские ведомости. — 6.10.1856. — С. 1207.
  5. Московские ведомости. — 9.10.1856. — № 121. — С. 1063.
  6. Харитон Сохиев. Архивная копия от 30 мая 2009 на Wayback Machine Статья из «Владикавказских епархиальных ведомостей».
  7. Прот. Владислав Цыпин. Духовенство // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XVI : «Дор — Евангелическая церковь союза». — С. 374—390. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8.
  8. Петербургский некрополь. — Т. 1. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1912. — С. 278—279.
  9. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский) Архивная копия от 30 ноября 2011 на Wayback Machine
  10. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Иаков Сергеевич Никольский). Дата обращения: 26 сентября 2015. Архивировано 27 сентября 2015 года.
  11. Таким он запомнился девятилетнему Серёже Витте. „Очень почтенному старцу“ не было и шестидесяти, после отъезда из Тифлиса он весьма активно прожил ещё 34 года.
  12. Витте С. Ю. Воспоминания, т. 1. — М.: «Директ-Медиа», 2014, с. 43.
  13. «Быть может и в моем песке и соре найдется какая-нибудь крупица…» (Дневник Аполлинария Николаевича Львова. Подготовка текста, вводная статья и комментарии С. Л. Фирсова). // Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. — 2000, № 1, с. 22 (http://yakov.works/acts/19/1890/lvov2.htm Архивная копия от 3 января 2020 на Wayback Machine).
  14. Русский биографический словарь, т. 8. — СПб., 1897, с. 146—147.
  15. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской Духовной Академии. 1814—1869 г.г. // Сост. Алексей Родосский (К 100-летию С.-Петербургской Духовной Академии). — СПб.: Тип. И. В. Леонтьева, 1907, с. 174.
  16. Имеется в виду Антоний (Храповицкий), поступивший в СПбДА в 1881 году
  17. Епископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Нью Іоркъ, 1956, Томъ I, стр. 50.

Литература

Ссылки