Ирландская колея

Эта статья была переведена из источника, распространяемого под свободной лицензией, и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ширина колеи, в сравнении. Ирландская — ярко-зелёная.
Ирландская колея в Килбрикене, ветка ДублинКорк

Ирландская колея (ирл. leithead Éireannach) — это ирландский стандарт железнодорожной колеи, шириной 1600 мм (5 футов 3 дюйма). Относится к ширококолейным железным дорогам. Не совпадает с применяемой в Великобритании европейской колеёй.

Сеть железных дорог Ирландии с этой колеёй, без учёта её оккупированной части, имеет длину 2400 км и включает 147 открытых станций, 372 платформы и более 5100 мостов[1]

Кроме Ирландии, эта колея имеется на отдельных железнодорожных ветках в Австралии (пригородные дороги штата Новый Южный Уэльс), Новой Зеландии и некоторых метрополитенах Бразилии.

История

1840: Ширину колеи 1600 мм имела сооружённая в 1840—1850 годы Железная дорога Великого герцогства Баден[en]. Однако в 1854—1855 годы она была перешита[en] на стандартную европейскую колею.

1843: Совет по торговле[en] Британской империи, после исследования конфликта, порождённого разными стандартами колеи, рекомендовал использовать в Ирландии колею шириной 1600 мм.

1846: Акт о регулировании ширины железнодорожной колеи 1846 года[en] сделал ширину колеи 1600 мм обязательным стандартом для всей Ирландии[2].

1847: Северная железная дорога Швейцарии[en] была построена с ирландской колеёй, однако в 1854 году была перешита на европейскую колею.

1854: Первая железная дорога Австралии, открытая как для перевозки грузов, так и для пассажирского сообщения компанией Melbourne and Hobson’s Bay Railway Company, была построена с ирландской колеёй, в соответствии с соглашением о ширине колеи, принятым тремя британскими колониями[3].

1858: Первая железная дорога Бразилии, созданная компанией Companhia de Estrada de Ferro Dom Pedro II, была построена с ирландской колеёй.

1863: В Новой Зеландии была построена Железная дорога Кэнтербери[en], однако в 1876 году она была перешита на Капскую колею.

Номенклатура

В Ирландии и Великобритании этот стандарт известен как «ирландская колея» (англ. Irish gauge[4][5], ирл. leithead Éireannach[6]). Также, в Ирландии её называют «стандартной колеёй» (англ. standard gauge), чтобы отличать от также присутствующей в Ирландии трёхфутовой колеи[en].

В Австралии, где эта колея имеется в штатах Виктория и Южная Австралия (и имелась в Тасмании в XIX веке), она носит название «широкая колея» (англ. broad gauge[7]:168). Внедрил её в середине XIX века австрало-ирландский железнодорожный инженер Фрэнсис Уэбб Шейлдс[en].

В Бразилии её также называют «широкой колеёй» (порт. bitola larga), но иногда и «ирландской колеёй» (порт. bitola irlandesa).

См. также

Примечания

  1. Irish Rail: Infrastructure (англ.)
  2. Odds and ends, Hobart, Tasmania: National Library of Australia (24 March 1846), С. 4.
  3. Harrigan, Leo J. Victorian Railways to '62. — Melbourne : Victorian Railways, 1962. — P. 40, 62.
  4. Barry, Michael. Dublin's Strangest Tales / Michael Barry, Patrick Sammon. — 15 July 2013. — ISBN 9781909396449.
  5. Mike W. Harry. Cast Into the Unknown. — 2008. — P. 30. — ISBN 9781875329670.
  6. Pota Focal - leithead. Pota Focal. Дата обращения: 10 апреля 2018.
  7. Fitch, Ron. Australian Railwayman: from cadet engineer to railways commissioner. — Dural, New South Wales : Rosenberg Publishing Pty Ltd, 2006. — ISBN 1877058483.