Иркутск-Пассажирский

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Иркутск-Пассажирский
Тайшет — Иркутск-Пасс
Иркутск-Пасс — Улан-Удэ
Восточно-Сибирская железная дорога
Irkutsk-Passagirsky.jpg
Регион ж. д. Иркутский
Дата открытия 1899[1]
Прежние названия Иркутск (1899 – 1934), Иркутск I (до 1963)
Тип Пассажирская
Классность 1
Количество платформ 3
Количество путей 15
Тип платформ 1 боковая и 2 островные
Электрифицирована 1956 Иркутск — Слюдянка[2] =3кВ;
1995 ЗимаСлюдянка[3] {{25 кВ~}}
Выход к Улицам Челнокова, Терешковой
Расположение Иркутск, Иркутская область
Пересадка на А 6, 16, 20, 64, 72, 77, 80, 99, 417;
Тм 1, 2, 4а;
Расстояние до Черемхово 130 км 
Расстояние до Слюдянки I 126 км 
Расстояние до Москвы 5185 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 0 (Иркутск-Пассажирский)
Код в АСУЖТ 930108
Код в «Экспресс-3» 2054001
Герб Объект культурного наследия РФ
Перейти к шаблону «Иркутский железнодорожный узел» 
Иркутский железнодорожный узел
на Тайшет
5138,5
00,0
Китой
4,0
5141,8
Майск
5144,7
Ангарск Экспресс
линии Ангарского ППЖТ
5147,3
Южная
3,0
подъездные пути предприятий
5150,6
00,0
Суховская
3,0
5154,1
4,0
Совхозная
на ОАО «АЭХК», на ТЭЦ-10
7,0
5158,1
Карьер
подъездные пути предприятий
5162,5
12,0
Мегет
на ЗАО «МЗМК» и др.
5166,0
Вересовка
5168,0
ПМС-45 (5168 км)
на Гончарово
5170,4
Батарейная
подъезд. п. предприятий и в/ч
5172,1
Горка
5173,5
Компрессорная
5175,6
Заводская
5177,1
Иркутск-Сорт. Экспресс
подъезд. п. предприятий и в/ч
подъездные пути предприятий
5180,9
Военный Городок
5182,7
Иркутный Мост
вагонное депо ЛВЧД-7
5184,5
Иркутск-Пасс. Экспресс
↓2 пути↑
1 путь
на Байкал
5188,2
Академическая
5190,1
Мельниково
р. Кая
Р258 «Байкал», AH6
5191,9
Кая
5195,5
Черёмушки
5197,9
Смоленщина
5199,6
Турбаза
на Батарейная
на Иркутск-Сорт.
5202,0
Шелехов
Р258 «Байкал», AH6
5205,0
Гончарово
на Слюдянка I
Перейти к шаблону «Гончарово — Выдрино» 
Гончарово — Выдрино
на Иркутск
5205,0
Гончарово
5207,2
Известковая
5209,3
Олха
5212,3
Летняя
5214,3
Голубые Ели
5216,4
Дачная
5218,2
Садовая
5222,4
Большой Луг
Иркутский регион
Улан-Удэнский регион
р. Ханчин
5225,6
Ханчин
5228,6
Рассоха
5231,2
Орлёнок
5233,4
5234 км
5234,4
Ягодный
5236,2
Огоньки
5238,4
Таёжный
5240,0
Трудный
5242,0
Медвежий
5243,8
Сосновый
5248,2
Подкаменная
5251,2
Санаторный
5253,9
Родниковый
5256,6
Источник
5260,7
Глубокая
Р258 «Байкал», AH6
5267,0
Кедрачи
5269,7
Переезд
Р258 «Байкал», AH6
5272,6
Андрияновская
5284,4
Ангасолка
5286,2
Поворот
5290,0
Тёмная Падь
5294,8
Земляничный
5297,0
Медлянка
5297,9
Партизанский
5299,6
Чёртова Гора
5303,3
Вербный
Р258 «Байкал», AH6
На Байкал
5306,0
160,0
Слюдянка II
5310,8
Слюдянка I
5314,0
Рыбзавод
Киркидай (ок. 80 м)
5317,7
Садовая
5318,6
Буравщина
5321,6
Муравей
5325,5
Мангутай
5334,1
Ореховая Падь
р. Утулик
5338,8
Утулик
5340,9
5342 км
5345,2
Байкальск-Пасс.
5346,5
5347 км
5348,0
Промплощадка
5351,6
Байкальск
5355,0
5355 км
5357,8
5358 км
5361,2
5362 км
5365,3
Мурино
5368,8
5369 км
5373,1
Паньковка 1
5373,4
Паньковка 2
5383,2
Выдрино
На Улан-Удэ
на Китой
5177,1
00,0
Иркутск-Сорт.
на Гончарово
5180,9
3,0
Военный Городок
р. Иркут
5182,7
5,0
Иркутный Мост
Иркутный Мост
Глазковский мост
5184,5
7,0
Иркутск-Пасс.
←2 пути↑
1 путь
На Гончарово
ОАО «ИЗСЖБ»
Михалёво
Подорвиха
Иркутское вдхр.
65 Блок-пост Кудашово
72 Байкал
Порт «Байкал»
74 74 км
77,9 галерея № 1
78 78 км
79,5 рзд. Лиственичный
80 80 км
82,1 туннель № 1
82,7
82,9
туннель № 2
84,1 туннель № 3
85,5
85,7
туннель № 4
87,7
87,9
туннель № 5
88,1 галерея № 2
89,1
89,2
туннель № 6
89,3
89,8
туннель № 7
89 90 км
91,2
91,5
туннель № 8
92,3
92,8
галерея № 3
94 94 км
95,3
95,8
туннель № 9
97,5
97,6
галерея № 4
97,8
97,9
галерея № 5
? 98 км
98 Уланово
100,2 галерея № 6
Берёзовая бухта
100,1
100,6
туннель № 9 бис
100,9 туннель № 10
101,6
101,9
туннель № 11
102 102 км
102,4
102,6
галерея № 7
? Итальянская Стенка
102,4
102,6
галерея № 8
104,2 галерея № 9
106 106 км
107 107 км
109,4
110,2
туннель № 12
110 110 км
р. Б. Половинная
110,9 туннель № 13
113 113 км
115,3
115,4
туннель № 14
117,2
117,3
туннель № 15
119 Маритуй
120 120 км
р. Маритуй
121,10
122,2
туннель № 16
? Киркирей
122,3 туннель № 17
123,2
123,3
туннель № 18
123,2
123,6
туннель № 18 бис
123,9
124,1
туннель № 19
122,4 туннель № 20
124,9
125,3
туннель № 21
125,7
125,9
туннель № 22
126 126 км
126,3
126,6
туннель № 23
128,1
128,4
туннель № 24
128,7
128,8
галерея № 10
галерея № 11
129 129 км
Шабартуй
р. Шабартуй
130,1
131,1
туннель № 25
131,3
131,5
туннель № 26
131,6 галерея № 12
132,4 туннель № 27
133,2
133,4
туннель № 28
133,5
133,7
туннель № 29
133,9
134,2
туннель № 30
134 134 км
137,1 туннель № 31
137 137 км
137,0 рзд. 137 км
138 Шарыжалгай
? 138 км
139 139 км
140,5
140,7
туннель № 32
141,2
141,5
туннель № 33
143,2
143,4
туннель № 34
143,9
144,4
туннель № 35
144,4 галерея № 13
144,6
144,8
туннель № 36
145 145 км
147,5
147,6
галерея № 14
131,6 галерея № 14
144,7
144,8
туннель № 37
148,2
148,3
туннель № 38
149 149 км
р. Ангасолка
149,7
149,8
галерея № 15
149,10
150,1
галерея № 16
153,1
153,2
галерея № 17
154 154 км
156 Култук
ст. Култук-Перев
159 159 км
на Гончарово
р. Талая
5306,0
160,0
Слюдянка II
р. Похабиха
р. Слюдянка
5310,8 Слюдянка I
на Мысовая

Ирку́тск-Пассажи́рский — пассажирская железнодорожная станция Иркутского региона Восточно-Сибирской железной дороги, отнесенная к первому классу и расположенная в городе Иркутске. Вокзал станции входит в состав Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Архивная копия от 11 мая 2016 на Wayback Machine дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». Архивная копия от 20 июня 2016 на Wayback Machine

На станции располагается пассажирское вагонное депо ЛВЧД-7, которое формирует и обслуживает поезда дальнего сообщения, в том числе фирменный поезд «Баргузин».

История

Первый поезд прибыл на станцию из Красноярска 16 августа 1898 года.

Здание иркутского вокзала было построено в 18971898 гг. и перестроено в 19061907 годах. В 1936 году между двумя разновременными постройками возвели переход, выполненный в том же архитектурном стиле, что и здания.

В 1964 году был построен павильон для обслуживания пассажиров пригородных поездов, сооружён пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Основная часть строения выполнена на основе типового проекта «Пассажирское здание для станции II класса» с использованием архитектурных форм классицизма: высокие арочные окна, оформление главного фасада в виде портика и т. д. Постройки 1906—1907 и 1936 годов выполнены также с соблюдением классических традиций: симметрия, статичность, орденное построение.

В 1998 году, к столетию Транссиба, вокзал был полностью реконструирован, в 2004 году реконструирован пригородный павильон.

2021 год стал новым этапом развития для вокзала — здесь затеяли глобальную стройку на месте старого павильона пригородных касс. Снесли только павильон, построенный в 1964 году. Работы начались в апреле 2021 года, в целом же стройка займет полтора года: к концу 2022 года появится трехэтажное здание нового вокзала, которое займет площадь почти в пять тысяч квадратных метров. Здесь будет располагаться просторный зал ожидания, зона досмотра багажа, камеры хранения, блок санитарно-бытовых услуг, система оповещения. Помимо прочего, появится и оборудованная комната матери и ребенка, станет вдвое больше комнат длительного отдыха. Сейчас их семь, а будет 15.[4]

Сегодня здание вокзала представляет собой комплекс из четырёх разновременных построек, общей площадью 7590 м2[5]. Здание является памятником архитектуры федерального значения.

В 1956 году после окончания строительства Иркутской ГЭС участок Зима — Иркутск — Слюдянка был электрифицирован на постоянном токе 3 кВ. В 1970-е—1980-е годы Транссиб от Слюдянки на восток, а от Зимы на запад был электрифицирован на переменном токе, Слюдянка и Зима стали станциями стыкования. В 1995 году участок Зима — Иркутск — Слюдянка был переведён на переменный ток 25 кВ, станции Слюдянка и Зима перестали быть станциями стыкования.

Дальнее следование по станции

По графику 2020 года через станцию проходят следующие поезда:

Круглогодичное движение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
1 "Россия" ВладивостокМосква 2 "Россия" МоскваВладивосток
3 ПекинМосква 4 МоскваПекин
5 Улан-БаторМосква 6 МоскваУлан-Батор
7 ВладивостокНовосибирск 8 НовосибирскВладивосток
11 Владивосток — Самара 12 Самара — Владивосток
19 "Восток" ПекинМосква 20 "Восток" МоскваПекин
57 ИркутскТайшет 58 ТайшетИркутск
69 ЧитаМосква 70 МоскваЧита
71 Улан-УдэСеверобайкальск 72 СеверобайкальскУлан-Удэ
77 НерюнгриНовосибирск 78 НовосибирскНерюнгри
81 Улан-УдэМосква 82 МоскваУлан-Удэ
87 ИркутскУсть-Илимск 88 Усть-ИлимскИркутск
99 ВладивостокМосква 100 МоскваВладивосток
149 Улан-УдэИркутск 150 ИркутскУлан-Удэ
207 ВладивостокНовокузнецк 208 НовокузнецкВладивосток
305 Улан-БаторИркутск 306 ИркутскУлан-Батор
321 "Баргузин" ЗабайкальскИркутск 322 "Баргузин" ИркутскЗабайкальск
361 НаушкиИркутск 362 ИркутскНаушки

Сезонное движение поездов

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
205 ИркутскАнапа 206 АнапаИркутск
241 ИркутскАдлер 242 АдлерИркутск
269 ЧитаАдлер 270 АдлерЧита

Вагонное депо формирует поезда сообщением до Усть-Илимска, Забайкальска (см. поезд «Баргузин»), Наушек, Кисловодска, в летнее время — до Анапы, Адлера. Также отправляются прицепные вагоны до Северобайкальска и Улан-Батора. Иркутск — один из двух региональных центров России, расположенных на железной дороге, но не имеющих собственного пассажирского сообщения с Москвой (второй — столица Еврейской АО г. Биробиджан).

Пригородное сообщение по станции

Вокзал является главной пунктом выхода в город пассажиров, прибывающих пригородными поездами.

На пригородных поездах возможно доехать до Ангарска, Усолья-Сибирского, Черемхова, Зимы, Мальты, Половины, Слюдянки, Байкальска, Большого Луга, Байкала.

№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
Пригородный БайкальскИркутск-Сортировочный Пригородный Иркутск-СортировочныйБайкальск
Пригородный Большой ЛугВоенный Городок Пригородный Военный ГородокБольшой Луг
Пригородный Большой ЛугМальта Пригородный МальтаБольшой Луг
Пригородный Большой ЛугПоловина Пригородный ПоловинаБольшой Луг
Пригородный Большой ЛугУсолье-Сибирское Пригородный Усолье-СибирскоеБольшой Луг
Пригородный Большой ЛугЧеремхово Пригородный ЧеремховоБольшой Луг
Пригородный ВыдриноИркутск-Сортировочный Пригородный Иркутск-СортировочныйВыдрино
Пригородный ГлубокаяЧеремхово Пригородный ЧеремховоГлубокая
Пригородный ИркутскЗима Пригородный ЗимаИркутск
Экспресс ИркутскЗима Экспресс ЗимаИркутск
Пригородный ИркутскМальта Пригородный МальтаИркутск
Пригородный ИркутскПоловина Пригородный ПоловинаИркутск
Пригородный ИркутскЧеремхово Пригородный ЧеремховоИркутск
Пригородный КаяЧеремхово Пригородный ЧеремховоКая
Пригородный ПодкаменнаяЧеремхово Пригородный ЧеремховоПодкаменная
Пригородный СлюдянкаИркутск Пригородный ИркутскСлюдянка
Пригородный СлюдянкаЧеремхово Пригородный ЧеремховоСлюдянка

 

Городской транспорт

Вокзал является конечной остановкой для:

Промежуточной остановкой для:

трамваев: № 1

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. История электрификации железных дорог СССР 1956-58. Дата обращения: 15 сентября 2017. Архивировано 18 июля 2012 года.
  3. История электрификации железных дорог СССР 1991-95. Дата обращения: 15 сентября 2017. Архивировано 31 января 2013 года.
  4. Каким будет новый железнодорожный вокзал Иркутска после реконструкции (рус.) ?. Иркутскинформ (19 мая 2021). Дата обращения: 12 мая 2022.
  5. Станция Иркутск-Пассажирский — история и современность Архивная копия от 12 марта 2016 на Wayback Machine

Ссылки