Иркутская агломерация

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Основное ядро Иркутской агломерации: вид из космоса

Иркутская агломерация (также — Иркутско-Черемховская агломерация, Большой Иркутск) — моноцентрическая (но со значительной долей иных городов помимо города-ядра Иркутска) городская агломерация, расположенная на юге Иркутской области вдоль Транссибирской магистрали. Возникла в советские годы в результате формирования тесных связей между Иркутском и городами-спутниками Ангарском, Шелеховым и в некоторой степени с Усольем-Сибирским и Черемхово.

Население Иркутской агломерации фактически завершило свой рост к началу 1990-х годов, к 1989 г. численность населения составила 1 млн. 10 тыс. человек. На рубеже 1980-х — 1990-х гг. и в начале 1990-х отмечался миграционный отток из области[1].

Существовал проект объединения трёх крупных городов Иркутской агломерации — Иркутска, Ангарска, Шелехова и их близлежащих населённых пунктов в единое административное образование. Однако за каждым городом предполагалось сохранить статус города и его администрацию[2].

После смены губернатора проект утратил актуальность и был фактически заморожен[3]

История

До начала XX века будущая агломерация была представлена в виде разрозненных поселений — Иркутска (основан в 1661 году) и прилегающих деревень. В связи с развитием отдельных промыслов были основаны поселения, давшие начало Усолью-Сибирскому (1669 г), и Черемхову (1772 г). Ключевым этапом в развитии агломерации стало строительство Транссибирской железной дороги в начале XX века и бурное развитие промышленности в середине XX века. С образованием городов Ангарск (1951) и Шелехов (1962) агломерация начала приобретать современные черты. Ускорением развития агломерации в настоящее время занимается Фонд регионального развития Иркутской области.

Первые попытки объединения городов Приангарья были сделаны ещё в 70-е годы XX века, но дальше разговоров дело не двинулось[4]. Затем в 80-е Ангарску необходимы были свободные площади для строительства жилья и соответствующей инфраструктуры. Иркутский областной исполком предложил участок между Иркутском и Ангарском. Планировалась грандиозная стройка, которая слила бы два города в один[2]. В период перестройки и последующих реформ о проекте забыли.

В 2006 году к вопросу об объединении Иркутска с двумя крупными близлежащими городами вернулся третий губернатор Иркутской области Александр Тишанин. Он высказал мнение, что объединение трёх территорий позволит быстрее решить существующие проблемы перемещения людей между городами, а также позволит выровнять уровень жизни и обеспечит рост производства[5].

После этого началось изучение территорий, разработка планов развития и подготовка градостроительной документации[6]. Проект неоднократно становился объектом внимания на «Байкальском экономическом форуме» и других подобных мероприятиях в Москве[7], Санкт-Петербурге[8], Сочи, Каннах[9], Лондоне[10], Шанхае и других городах.

Фондом регионального развития Иркутской области была определена концепция «Большого Иркутска», которая включает в себя сосредоточение центров управления экономического, научно-образовательного и социально-культурного потенциала и значительное повышение качества жизни на юге области и в районах, прилегающих к Транссибу. Основой концепции является план комплексного преобразования ряда существующих районов, как жилых и офисных, так и промышленных[11][12]. Довести численность населения до одного миллиона (согласно этой же концепции) планируется к 2025 году.

Население

Границы и состав «Большого Иркутска»: 1 — Иркутск, 2 — Маркова, 3 — Шелехов, 4 — Баклаши, 5 — Смоленщина, 6 — Мегет, 7 — Ангарск

Основная часть населения сконцентрирована в двух крупнейших городах агломерции — Иркутске и Ангарске. После значительного спада в начале 90-х годов численность населения стабилизировалась. На территории агломерации проживает около 40 % населения Иркутской области и более 50 % её городского населения.

При создании проекта было создано три возможных варианта объединения[13]:

  1. Иркутск, Ангарск, Шелехов и 23 посёлка (в том числе Листвянка, которая находится в 66 км от Иркутска) на площади 7 100 км²
  2. Иркутск, Ангарск, Шелехов и 19 посёлков на площади 3 100 км²
  3. Иркутск, Ангарск, Шелехов и 15 посёлков на площади 1 000 км²

Власти предпочли второй вариант. В таком случае площадь объединения трех основных городов вместе с их общей пригородной зоной составит 3 100 км².

Наиболее вероятно, что в «Большой Иркутск» могут войти также следующие пригородные поселения: Мегет, Смоленщина, Дзержинск, Максимовщина, Мамоны, Маркова, Баклаши и Молодёжный[14].

Численность населения

Общая численность — 1 082 525 чел.

Концепция развития

В 2007 году была разработана концепция развития Иркутской агломерации[17] в составе г. Иркутск, Иркутский район, Ангарский район, Шелеховский район (Иркутская агломерация в данном составе носит также наименование «Большой Иркутск»). Концепция включает в себя следующие основные направления:

  • Финансирование проектов усиления транспортной связности в рамках потенциальных агломераций или проекты создания высокоскоростной связи между крупными городами.
  • Размещение в границах агломераций крупных инвестиционных проектов, рассчитанных на использование в первую очередь человеческих ресурсов, возможностей масштабного и динамичного регионального рынка труда.
  • Создание новых крупных образовательных учреждений федерального значения и развитие на их базе региональных модулей национальной инновационной системы.
  • Поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий и проектов модернизации городской среды.
  • Внесение необходимых изменения в законодательство РФ и легализация агломерации с приданием ей определенного правового статуса.
  • Территориальное планирование и размещение инфраструктур.
  • Формирование площадок для привлечения инвестиций и развития новых производств.
  • Развитие современного рынка труда.
  • Создание благоприятной для развития агломеративных процессов институциональной среды, а также внедрение согласованного порядка планирования развития поселений, входящих в состав агломерации, включая упорядочение бюджетного процесса, стимулирование притока инвестиций в определенные сектора экономики.
  • Активный маркетинг территории, направленный на привлечение инвестиций, продвижение региональных проектов на национальном и международном уровне.
  • Реализация проектов модернизации городской среды, приведение её в соответствие с международными стандартами развития крупных городов и агломераций.

Реализация проекта

Ожидалось, что формально на карте России новый город-миллионер появится уже в 2007 году, а в последующие пять лет будут создаваться микрорайоны с школами, детскими садами, поликлиниками, отделениями милиции и прочей инфраструктурой[2]. Однако до сих пор решается вопрос — в каком статусе будут входить Ангарск и Шелехов, так как оба города имеют статус городского поселения, а их районы — муниципального района, но при этом бо́льшая часть каждого района должна войти в состав «Большого Иркутска».

В 2007 году в Шелехове состоялся референдум по объединению города и района в единый городской округ[18], но закон принят не был из-за недоработки[19]. К этому вопросу планируется вернуться в 2010 году, когда и Ангарск проведёт референдум по объединению города со своим районом.

Первым необходимым объектом для объединения и последующего нормального развития Большого Иркутска должна стать транспортная инфраструктура. Полным ходом идёт строительство объездной дороги, открытие которой запланировано на ноябрь 2010 года[20] (дорога запущена в эксплуатацию в 2011 году). На 2010-й также намечалось начало строительство нового международного аэропорта «Иркутск-Новый» (строительство так и не начиналось)[21], а в 2012-м открыть первые линии скоростного трамвая[22].

Новые жилые микрорайоны планируется создавать на неосвоенных территориях между городами и селениями. К 2020 году должно появиться около 8 млн м² жилья[22].

Сторонники и противники

Проект создания ещё одного сибирского города-миллионера поддержали многие политические деятели, в том числе и на федеральном уровне[23][24][25]. «За» высказались мэры всех трёх городов[26].

Не поддержал идею объединения экс-губернатор Иркутской области Юрий Ножиков[2]. Иркутская газета «Пятница» вела ряд дискуссионных публикаций, где с критикой выступали как известные люди, так и жители городов объединения[27].

Примечания

  1. Мкртчян Н.В. Крупный сибирский центр перед лицом депопуляции (на примере Иркутской агломерации) (руссий). Архивировано 14 августа 2018 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3
  3. Иркутская агломерация: причины неудачи — ЭкспертРУ — Новости дня. Дата обращения: 6 мая 2017. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  4. "Новости «АС Байкал ТВ»: Объединение Иркутска, Ангарска, Шелехова (недоступная ссылка)
  5. Проект агломерации должен быть готов к марту Архивная копия от 16 февраля 2007 на Wayback Machine
  6. Чиновники о предстоящей агломерации Архивная копия от 16 февраля 2007 на Wayback Machine
  7. Александр Тишанин о развитии Иркутской области Архивная копия от 4 февраля 2007 на Wayback Machine
  8. Иркутская область представит свои проекты на экономическом форуме в Санкт-Петербурге (недоступная ссылка)
  9. «Вести-Иркутск»: Начинается выставка МИПИМ-2007 (недоступная ссылка)
  10. В Англии завершил работу десятый российский экономический форум (недоступная ссылка)
  11. Концепция развития Иркутской агломерации. Дата обращения: 11 декабря 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  12. Концепция развития Иркутской агломерации (документ). Дата обращения: 4 апреля 2022. Архивировано 31 марта 2022 года.
  13. Из Иркутска — в Большой Иркутск. Дата обращения: 11 декабря 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  14. Деревни хотят в город Архивная копия от 8 июня 2009 на Wayback Machine
  15. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.). Федеральная служба государственной статистики (18 августа 2023). Дата обращения: 3 сентября 2023.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 16,6 16,7 16,8 16,9 Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. Архивировано 1 сентября 2022 года.
  17. Архивированная копия. Дата обращения: 5 июля 2009. Архивировано 6 марта 2016 года.
  18. Референдум в Шелеховском районе (недоступная ссылка)
  19. Законопроект о статусе и границах Шелеховского городского округа нуждается в серьёзной доработке (недоступная ссылка)
  20. Объездная дорога Иркутска готова наполовину. Дата обращения: 11 декабря 2011. Архивировано 17 декабря 2013 года.
  21. В 2010 году начнут строить новый аэропорт (недоступная ссылка)
  22. 22,0 22,1 НТС. "Новости «По будням»: Создание агломерации обойдется почти в 300 миллиардов рублей. Дата обращения: 4 апреля 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
  23. «Вести-Иркутск»: Правительство поддерживает агломерацию (недоступная ссылка)
  24. В Министерстве регионального развития прошла презентация проекта Иркутской агломерации (недоступная ссылка)
  25. Объединение Иркутска, Ангарска и шелехова в один мегаполис рационально, считает Виктор Игнатенко (недоступная ссылка)
  26. НТС. "Новости «По будням»: Мэр Иркутска высказался о возможном мегаполисе. Дата обращения: 4 апреля 2022. Архивировано 4 марта 2016 года.
  27. Критика объединения (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 декабря 2011. Архивировано 7 февраля 2008 года.