Ирина Михайловна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ирина Михайловна
Рисунок XIX векаРисунок XIX века

Дата рождения 22 апреля (2 мая) 1627(1627-05-02)
Дата смерти 8 апреля (18 апреля) 1679(1679-04-18) (51 год)
Место погребения Новоспасский монастырь
Род Романовы
Отец Михаил Фёдорович
Мать Евдокия Лукьяновна Стрешнева
Дети нет

Ирина Михайловна (22 апреля (2 мая) 1627 — 8 (18) апреля 1679) — старшая дочь царя Михаила Фёдоровича и его второй супруги царицы Евдокии Лукьяновны.

Биография

Крест наперсный. . Подарен Евдокией Лукьяновной царевне Ирине Михайловне в 1627 г.

Старшая дочь царя Михаила Фёдоровича стала первой «багрянородной» царевной династии Романовых: она родилась, когда её отец уже занимал московский престол. Вероятно, имя своё получила в честь тётки царя Михаила — Ирины Никитичны (ум. 1639).

Новый летописец о её рождении сообщает[1]:

В лето 7135 (1627) году родилась у государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии дочь царевна и великая княжна Ирина Михайловна, и крещена была в Чудовом монастыре. А крестил её сам святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея Русии, а отец крестный [был] троицкий келарь Александр.

В Оружейной палате сохранилось распятие Ивана Грозного, использовавшееся при её крещении[2].

Ирина, как и все царевны, росла в тереме. Придворные мастерицы обучили девочку грамоте и рукоделию.

Брачные планы

Вальдемар Кристиан

В 1640 году, когда царевне Ирине исполнилось 13 лет, Михаил Федорович решил выдать её замуж за Вальдемара Кристиана, графа Шлезвиг-Голштинского, сына датского короля Кристиана IV от морганатического брака. В Данию был отправлен русский посол с поручением узнать более подробную информацию о Вальдемаре.

В 1641 году для заключения торгового договора граф Вальдемар впервые прибыл в Москву. В Россию он вернулся опять в 1644 году, и начались длительные переговоры об условиях брака.

Во время приезда в числе даров был и сохранившийся кубок.

Drevnosti RG v5 ill 022 - Christian IV cup (1644).jpg

«Кубок серебряной, позолочен, с кровлею, лощатой, гладкой, лошки длинные. На нем кровля лощатая ж, на кровле травка. Около кубка на блюде овощи — яблоки, вишни, кругом их травы; меж блюдечка и поддона жонка; у ней в правой руке сосуд, в левой руке серп. По подписи на дне пять фунтов, сорок пять золотников. Великому Государю прислал в дарех Дацкой Христианус Король во году (1644), генваря. А по весу 5 ф. 42 золотн.»

Царь Михаил Федорович, полюбив королевича, старался убедить его, вследствие чего между московскими книжниками и сопровождавшим королевича пастором Фельгабером завязались прения о вере. Акты этих прений, изданные А. Голубцовым («Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны», М., 1892), содержат в себе ценные указания на то, как древнерусские богословы смотрели на догматы, церковные обряды и их взаимное отношение, какими вопросами они преимущественно интересовались, как и на основании чего их решали, как относились к западному иноверию и каким оружием боролись с латинством и лютеранством. Они, между прочим, свидетельствуют и о том, что отличительные взгляды старообрядчества разделялись в Москве образованнейшими людьми сороковых годов XVII ст. — времени, непосредственно предшествовавшего возникновению раскола в русской церкви[3].

Вальдемар категорически отказался принять православие, и переговоры зашли в тупик. С. Соловьев пишет, что по датским известиям, бояре говорили королевичу: быть может, он думает, что царевна Ирина не хороша лицом; так был бы покоен, будет доволен её красотою, также пусть не думает, что царевна Ирина, подобно другим женщинам московским, любит напиваться допьяна; она девица умная и скромная, во всю жизнь свою ни разу не была пьяна[4].

Царь Михаил пытался удержать графа в России силой. По сути, Вальдемар оказался под домашним арестом. В мае граф вместе с несколькими приближёнными предпринял попытку с оружием в руках вырваться из русской столицы, но был остановлен у Тверских ворот. Вальдемар потребовал отпустить его в Данию к отцу, но был посажен под стражу. Датские послы попытались освободить графа, но заговор не удался. Даже вмешательство самого короля Кристиана не помогло.

Вальдемар получил свободу только после смерти царя Михаила и вступления на престол Алексея Михайловича. Он уехал в Данию 17 августа 1645 года, пробыв в России более полутора лет. Ирине тогда было около 18 лет.

Дальнейшая жизнь

Письмо царя Алексея Михайловича сестрам Ирине, Анне и Татьяне из военного похода (1654 год)

Ирина Михайловна оказала очень большое влияние на своего младшего брата Алексея, когда он стал царём. В своих письмах в 1650-х годах он прежде всего обращается к сёстрам: Ирине, Анне и Татьяне, а уже потом к жене и детям. В этих посланиях присутствует просьба к старшей сестре позаботиться о его домашних. Ирину он называет своей матерью. Лишь после второго брака Алексей Михайлович в переписке ставит на первое место дочерей и молодую жену Наталью Кирилловну.

Жила Ирина то в Москве, то в селе Рубцове (Покровском), доставшемся ей от бабки инокини Марфы. Там она занималась хозяйством: разводила сады, устраивала пруды, занималась благотворительностью. Ирина Михайловна выделила большую сумму из своих личных денег на строительство женской Успенской обители.

Царевна весьма сочувственно относилась к старообрядцам. Она выступала защитницей боярыни Ф. П. Морозовой и протопопа Аввакума. О её помощи Аввакум вспоминает в своём «Житии». Во многом благодаря именно её заступничеству Аввакум не был подвергнут урезанию языка и отрубанию руки в 1660—1670-х годах. Протопоп Аввакум писал Ирине Михайловне из пустозерской тюрьмы.

Свет-государыня, всегосподованная дево, Ирина Михайловна! Что аз, грубый, хощу пред тобою рещи? Вем, яко мудра еси, дево, сосуд божий, избранный, благослови поговорить! Ты у нас по царе над царством со игуменом Христом, игумения. Якоже он, надежа наша, иссек римскою властью любоплотный род еврейский, подобает, государыня, и здесь любоплотным по тому же уставу быть. Не страша же глаголю, но предлагаю законопреступникам сбывшееся издревле во Израили. Егда в законе поблядят, тогда и разорение, егда же обратятся ко господу богу, тогда им милость и ужитие мирно и безмолвно. Но виждь, предобрая, что над собою и греки учинили, ко псу ездя, на Флоренском соборе, истиннее рещи на сонмище жидовское, руки приписали, Мануилович с товарищи, что наведе греческой державе? Помнишь ли, свет, реченное или запамятовала? Ну, ино я препомню.
(…)
Преудобренная невесто Христова, не лучши ли со Христом помиритца и взыскать старая вера, еже дед и отец твои держали, а новую блядь в гной спрятать? (Аввакум. «Письмо к царевне Ирине Михайловне Романовой»)[5]

Царевна Ирина так и не вышла замуж. 29 июля 1672 года она вместе с царевичем Федором Алексеевичем стала восприемницей при крещении своего племянника, царевича Петра.

Умерла в возрасте 51 года в 1679 году. Погребена в Новоспасском монастыре.

Архангельский областной краеведческий музей хранит икону «Иоанн Богослов диктует Прохору» — вклад 1673 года царевны Ирины Михайловны в Антониево-Сийский монастырь. В Оружейной палате сохранилась братина царевны.

Источники

В искусстве

Примечания

  1. Новый летописец, XVIII. Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 10 декабря 2013 года.
  2. Дети — жители Кремля. Дата обращения: 13 декабря 2013. Архивировано 28 августа 2012 года.
  3. Брокгауз и Эфрон. Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 9 июля 2014 года.
  4. С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 19 января 2012 года.
  5. Аввакум. Письмо к царевне Ирине Михайловне Романовой. Дата обращения: 6 декабря 2013. Архивировано 13 декабря 2013 года.

Литература

  • Цветаев Д. Из истории брачных дел в царской семье московского периода. — М.: Унив. тип. (М. Катков), 1884. — 106 с.
  • Филина Е. И. «Дело» королевича Вальдемара // Российская государственность: Этапы становления и развития. — Кострома, 1993. — Ч. 1. — С. 46—49.
  • Иконникова А. Царицы и царевны из рода Романовых. — М., 1991.
  • Федорченко В. Дом Романовых. — М., 2003.
  • Пчелов Е. В. Романовы. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  • Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник. — М.: АСТ, 2007.