Иосиф (сын Иакова)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иосиф (в Библии)»)
Иосиф
ивр.יוסף‏‎
Иосиф управляет ЕгиптомИосиф управляет Египтом
Пол мужской
Период жизни По православной традиции:
1864—1754 до н. э.
Имя на других языках греч. Ιωσηφ
лат. Ioseph
 
В иных культурах Юсуф — в исламе
Местность Иудея, Древний Египет
Происхождение от Иакова
Отец Иаков (Быт. 37:3)
Мать Рахиль
Супруг(а) Асенефа (Оснат)
Дети Манассия, Ефрем

Ио́сиф (ивр. יוֹסֵף Yosef, Yôsēp̄, араб. يوسف‎, Yūsuf «Яхве прибавит») — персонаж Пятикнижия, сын библейского праотца Иакова от Рахили[1][2], отец Манассии и Ефрема.

В исламе соответствует Юсуфу.

Согласно Библии

Семнадцатилетний Иосиф пас скот вместе с братьями, сыновьями Валлы и Зелфы, доводя до Иакова худые слухи о них (Быт. 37:2). Старшие братья увидели, что отец любит Иосифа больше всех остальных и возненавидели его (Быт. 37:4). Особенно после рассказов Иосифа о снах про снопы посреди поля, склонившиеся к нему; про солнце, луну и одиннадцать звезд, также поклонявшиеся ему (Быт. 37:9).

Однажды братья ушли пасти скот далеко. Иаков послал Иосифа посмотреть, как обстоят дела и принести ответ. Увидев приближавшегося Иосифа, братья замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком спасти невинного младшего брата и вернуть отцу, уговорил всех бросить живую жертву в ров (Быт. 37:22).

Принесение Иакову одежды Иосифа. Веласкес, Диего, 1630, Эскориал, Испания

Караван двигавшихся в Египет купцов измаильтян решил судьбу Иосифа, которого подняли из рва и продали за 20 сребреников по совету Иуды (Быт. 37:28).

Братья испачкали в крови заколотого козла одежды Иосифа, чтобы отец поверил в смерть сына от хищного зверя (Быт. 37:1-36).

Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. Александр Иванов, 1827, ГРМ, Россия

В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе (Быт. 39:7-20).

В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — провинившихся перед фараоном виночерпия и хлебодара (Быт. 40): виночерпию он предсказывает, что через три дня тот вернёт должность, а хлебодару, что тот будет казнён повешением. Предсказание сбылось. Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но тот позабыл данное обещание.

Спустя 2 года фараону приснился странный сон, и тогда виночерпий вспомнил о Иосифе (Быт. 41:9-14).

Иосиф истолковал фараону сны о тощих коровах, пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.

Фараон награждает Иосифа за толкование сна. Оуэн Джонс, илл. 1869

Фараон поверил толкованию сна (Быт. 41:37-45), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землёй Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской» (Быт. 41:42). Фараон сделал его визирем Египта  (англ.) и возможно своим соправителем[3][4][5], нарёк имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса[6].

Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. 45:11), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем (46:34, 47:27).

Триумф Иосифа. Илер Падер  (англ.), 1657, Тулузский собор  (англ.), Франция

В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне забальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. 50:26). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.

Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. 13:19).

Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Дети

Асенефа родила Иосифу двух сыновей: Манассию и Ефрема[7].

Иосиф в исламе

Иосиф (Юсуф) — один из почитаемых пророков в исламе, отличавшийся необычайной красотой, а также обладающий способностью толковать сны. Истории его жизни посвящена 12-я сура Корана «Юсуф», состоящая из 111 аятов.

Иосиф в ветхозаветной традиции

В соответствии с агадическим мидрашем кости Иосифа согласно обещанию должны были быть вынесены в Землю Обетованную во время Исхода. Его ковчег из вод Нила поднял Моисей с помощью таблички со словами але шор (поднимись, бык) с тотемным знаком Иосифа, для перезахоронения на Земле Обетованной после её покорения племенем Израиля. Знаменитый Золотой телец был оживлён благодаря Всевышней силе, которая была в кусках этой таблички и потому золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа — тельца[8].

В каббале раскрывается соответствие Иосифа (Йосэфа) и сфиры йесод[9].

Попытки исторической идентификации Иосифа

Записанная в XII веке до н. э. древнеегипетская сказка «Повесть о двух братьях» могла оказать влияние на появление библейской легенды об Иосифе и жене Потифара[10].

Иосиф стал визирем Египта. Иллюстрация, 1926

Осарсиф

В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям[11].

Имхотеп

На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стела Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в книге Бытия, где голод также продолжался на протяжении семи лет. Месопотамские легенды тоже говорят о семилетнем голоде и в известном эпосе о Гильгамеше бога Ану приводится пророчество о голоде в течение семи лет. Ещё одна египетская сказка рядом со Стелой Голода о длительной засухе появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевёл немецкий египтолог и языковед Йоахим Фридрих Квак. Древние текстовые отчёты о фараоне Неферкасокара (в конце второй династии) рассказывают о семилетнем голоде во время его правления[12][13][14].

Визирь Ирсу

Есть некоторое сходство Иосифа с биографией визиря Ирсу. Он жил во времена XIX династии фараонов, и, возможно, фараона Мернептаха. По одной из основных версий в библеистике, именно с этой эпохой связывается жизнь Моисея. Правил Танисом — центром 19-го нома Нижнего Египта, то есть округом земли Гесем.

Канал Аменемхета IV

Арабы считали Иосифа строителем Канала Иосифа (араб. Бахр-Юсуф). Сам канал вырыт по приказу фараона Аменемхета IV.

Иосиф в культуре

Литература

Кинематограф

См. также

Примечания

  1. Иосиф, сын Якова // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Православная энциклопедия, 2011.
  3. Быт. 44:18
  4. Иосиф Флавий. Иудейские древности, II:7:1. Азбука веры. Дата обращения: 23 апреля 2021. Архивировано 12 января 2021 года.
  5. Stephen S. Mehler. From light into darkness : the evolution of religion in ancient Egypt. — Kempton, Ill.: Adventures Unlimited Press, 2005. — 229 p. — ISBN 1-931882-49-5. — ISBN 978-1-931882-49-1.
  6. Иосиф Флавий. Иудейские древности, II:6:1. Азбука веры. Дата обращения: 23 апреля 2021. Архивировано 12 января 2021 года.
  7. Быт. 41:50-52
  8. Пинхас Полонский. Еврейский «национальный вид идолопоклонства». Маханаим. Дата обращения: 27 марта 2012. Архивировано 17 января 2020 года.
  9. Введение в каббалу. Десять сфирот (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано 3 мая 2014 года.
  10. Walter C. Kaiser Jr, Paul D. Wegner. A History of Israel: From the Bronze Age through the Jewish Wars. — B&H Publishing Group, 2017. — С. 264. — 1364 с. — ISBN 9781433643170. Архивная копия от 23 декабря 2019 на Wayback Machine
  11. Louis H. Feldman. Josephus's interpretation of the Bible. — University of California Press, 1998. — 837 p.
  12. Joachim Friedrich Quack. Ein ägyptisches Handbuch des Tempels und seine griechische Übersetzung // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik : журнал. — Bonn: Rudolf Habelt, 1997. — Vol. 119. — P. 297—300.
  13. C. H. Gordon. Before the Bible: The common background of Greek and Hebrew civilization // Orientalia : журнал. — 1953. — Vol. 22. — P. 79—81.
  14. Shaul Bar. A letter that has not been read : dreams in the Hebrew Bible. — Cincinnati: Hebrew Union College Press, 2001. — 257 p. — ISBN 0-87820-424-5. — ISBN 978-0-87820-424-3.

Литература

  • F. Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrie. — Paris: Berche et Tralin, 1877. — Т. II.


Ссылки